Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация, доходы и расходы местного бюджета
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
План:
1. Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация, доходы и расходы местного бюджета.
2. Муниципальная финансовая политика: цели, инструменты, бюджетный процесс.
3. Разработка проекта местного бюджета.
В Европейской Хартии о местном самоуправлении изложены следующие принципы обеспечения самостоятельности и достаточности местных бюджетов:
- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;
- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;
- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.
|
|
В России эти принципы соблюдаются не полностью, особенно в части достаточности собственных финансовых средств, их соразмерности предоставленным полномочиям, размера местных налогов и сборов и свободы распоряжения финансовыми средствами.
Финансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным признакам:
- налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);
- собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;
- законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государственных полномочий;
- принадлежащие муниципальному образованию и заемные;
- входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципальным предприятиям и учреждениям.
Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в Российской федерации введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Федеральный закон 2003 г. разграничил источники доходов и расходные полномочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований разных типов, подлежат определению при корректировке Бюджетного и Налогового кодексов РФ.
|
|
Собранные на территории муниципального образования:
ü Местные налоги и сборы
ü Законодательно закрепленные доли федеральных и региональных налогов
ü Имущественные доходы
ü Средства самообложения граждан
ü Часть прибыли муниципальных предприятий
ü Часть доходов от оказания платных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями
ü Штрафы, зачисляемые в местные бюджеты
ü Другие источники
Полученные из бюджетов других уровней:
ü Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
ü Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов
ü Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов муниципальных образований
ü Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий
ü Иная финансовая помощь
К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи в местные бюджеты за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами. В Федеральном законе 1995 г. к доходам местных бюджетов относились также доходы от местных займов и лотерей, муниципальных ценных бумаг, а также финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета. В Федеральном законе 2003 г. эти источники не упоминаются.
Источниками увеличения доходов местных бюджетов могут быть:
- увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;
- повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;
- использование в отдельных случаях заемных средств.
Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.