Разрешения споров в зарубежных странах

Развитие альтернативных форм

Развитие альтернативных форм разрешения правовых споров в зарубежных странах, несмотря на различия правовых систем в государствах, имеет много общего. Применяются одни и те же способы и формы досудебного урегулирования, хотя и различается их процедура.

Если говорить о практике разрешения споров между субъектами права различных государств, основное внимание уделяют Международному третейскому суду (МКС), который является ведущим институтом в мире по разрешению международных коммерческих споров. В его состав входят представители приблизительно 70 стран всех континентов. При рассмотрении дел применяется Регламент Третейского суда Международной торговой палаты.

Обязательным условием третейского суда МКС является наличие соответствующего соглашения (оговорки) между сторонами. В оговорке рекомендуется предусмотреть применимое право контракта; число судей; место проведения третейского разбирательства; язык третейского разбирательства; возможность и необходимость включения специальных положений, регулирующих участие в третейском разбирательстве более двух сторон.

Первой разновидностью негосударственного разрешения спора явилось третейское разбирательство — это негосударственный способ разрешения споров посредством привлечения к их разрешению нейтральной третьей стороны (арбитра),

Считается, что центрами возникновения третейского разбирательства стали государства Европы — Англия и Франция XVII —XVIII вв. Именно в это время сложилась ситуация, когда устаревшее, запутанное право не соответствовало общественным реалиям, не отвечало духу капиталистических отношений, и стороны по делу охотнее обращались к третейскому разбирательству как более скорому, дешевому и компетентному и третейским судьям, хотя и не имеющим достаточной правовой подготовки, но разбирающимся в финансовой и чисто хозяйственной сути спора2. Это был своего рода прообраз будущей медиации как одной из разновидностей негосударственного урегулирования споров. Однако сам термин «альтернативное разрешение споров» или «негосударственное разрешение споров» в то время еще не использовался.

В США особое развитие получил метод медиации.

В 2001 г. в США был принят единый закон о медиации, который согласовал множество законов, издан­ных в отдельных штатах (примерно 2500 нормативных актов, так или иначе связанных с урегулированием процедуры посредничества). В этой стране, обращение к медиатору происходит в 75 — 85% случаев конфликтных ситуаций, при этом соглашения, достигнутые в ходе медиации, выполняются в 90 — 95% случаев. Там также широко распространены процедуры судебного посредничества (court-annexed mediation), обязательные для определенной категории дел и предваряющие судебные слушания4. Посредничество, являясь чрезвычайно популярной формой урегулирования споров в США, получает все большее распространение и в европейских странах 5.

На сегодняшний день медиация также адаптирована и распространена в таких странах, как Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Бельгия. За рубежом медиация — развитая отрасль юридического бизнеса.

В ряде стран мира действуют самостоятельные законы о медиации.

Например, еще в 1995 г. Аргентина приняла закон «О медиации и соглашении», в соответствии с которым установлена обязательность процедуры медиации по большинству исков6, в Австрии с 1 января 2005 г. действует новый закон «О посредничестве по гражданским делам»7.

Страной, активно использующей медиацию как форму урегулирования коммерческих споров, является, например, Англия, где созданы и преуспевают соответствующие центры — «Альтернативных способов урегулирования споров» (АСУС) (ADR centers — Alternative Dispute Resolution centers). Эти центры обеспечивают выделение квалифицированного персонала 8. Действует в Великобритании и специальная Британская медиационная организация — Центр разрешения конфликтов 9.

Во Франции существует Трибунал по конфликтам, функция которого заключается в посреднической роли, которую он играет в судебной системе государства'.

Комиссия ООН по правам международной торгов­ли приняла специальные законы в направлении развития медиации. Европейская директива по медиации от ЕС гласит, что поощряет использование медиации в качестве урегулирования споров по гражданским и коммерческим делам в интересах большего доступа к правосудию.

Помимо этого, как известно, специали­зированная международная организация системы ООН — ЮНСИТРАЛ — разработала Типовой закон о международной примирительной процедуре и предложила странам-участницам взять его за основу при разработке внутреннего законодательства о примирительных процедурах, о чем уже сказано во введении.

В Словении проведен правовой эксперимент по развитию посредничества. Около 50 посредников, среди которых судьи других судов, адвокаты, прошедшие обучение по методике осуществления посред­ничества, ежедневно работают с тяжущимися с целью мирного урегулирования спора. В итоге около 37% дел разрешаются без судебного разбирательства.

В 1991 году правительство Австралии приняло Закон о суде (посредничество и третейский суд), по которому Семейному суду и Федеральному суду Австралии дано право предлагать сторонам возможность привлекать для разрешения спора посредника и третейского судью. В большинстве университетов Австралии в программу подготовки юристов включен курс по разрешению споров.

В разделе 51 Австралийской Конституции указывается, что парламент вправе вводить в действие законы, относящиеся к «согласительным процедурам и третейскому суду для предотвращения и урегулирования отраслевых споров, простирающихся за пределы одного штата».

Существует Австралийская комиссия по согласительным процедурам и третейскому суду, созданная вместе с Промышленным судом Австралии под эгидой федерального правительства, которая занимается спорами между предприятиями в частном секторе.

Применение альтернативных способов разрешения споров имеет в Китае длительную культурную традицию. Оно применялось до Культурной революции и с начала 80-х годов вновь стало применяться при разрешении споров с использованием таких методов как посредничество, согласительные процедуры, третейский суд.

В Китае стороны могут также разрешить спор путем переговоров, имеющих определенную культурную специфику. Большинство контрактов с китайской стороной содержат статью о том, что конфликты в первую очередь должны решаться путем «дружеских переговоров». Переговоры рассматриваются как хороший деловой этикет, и лишь в последний момент сторона может решить обратиться к посредничеству или согласительной процедуре по иску.

В Германии действует более 300 третейских судов или согласительных советов, решающих разнообразные споры. Большинство согласительных советов занимаются потребительскими вопросами: банковскими, медицинскими нарушениями, страхованием, строительством и вопросами трудового права.

С 1 января 2000 года новый закон установил, что в отношении мелких денежных исков, конфликтов с соседями и обвинений в клевете необходима стадия досудебного урегулирования. В остальном согласительные процедуры юридически не являются обязательными и строятся на добровольном участии.

По уголовным делам также возможно проведение медиации. Однако, в отличие от французского законодательства, в Германии институт медиации прямо не обозначен. Наиболее полное развитие уголовно-правовая медиация получила при производстве по делам в отношении несовершеннолетних.


[1] Вішнеўскі А.Ф., Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах. 1998. С. 23.

[2] См. например Куницын А. Историческое изображение Древнего судопроизводства в России. Спб. 1843. С. 25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: