Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Запрет на применение силы в международных отношениях обусловил появление в ХХ веке другого принципа международного публичного права - принципа разрешения международных споров мирными средствами. С учетом незаконности насильственных методов осуществления внешней политики у государств просто нет альтернативы мирным средствам урегулирования возникающих между ними разногласий. Поэтому современное международное право содержит целый перечень мер и механизмов, направленных на преодоление конфликтных ситуаций.

Впервые как международно-правовая норма рассматриваемый принцип был сформулирован на Гаагской конференции мира 1907 года. В принятой конференцией Конвенции о мирном разрешении международных столкновений государствам предлагалось “прежде, чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству”. Аналогичное положение содержал Статут Лиги Наций, который обязывал государства воздерживаться от войны до разрешения спора третейским разбирательством, судом или Советом. Наконец, в пакте Бриана-Келлога 1928 года мирные средства разрешения международных споров объявлялись единственно законным способом урегулирования межгосударственных конфликтов. Статья 2 пакта гласила: “Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами”. Таким образом, пакт Бриана-Келлога стал первым документом, в котором мирные средства провозглашались не просто приоритетным, а единственно законным путем разрешения международных споров.

В настоящее время нормативное содержание данного принципа полнее всего раскрыто в Уставе ООН, Декларации 1970 года, Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 года, Итоговом документе совещания стран ОБСЕ в Валетте “Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров” 1991 года, Пакте Лиги арабских государств, Хартии Организации африканского единства и в ряде других универсальных и региональных документов.

Согласно пункту 3 статьи 2 Устава ООН, “Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Кроме того, Устав содержит перечень таких мирных средств (статьи 33-38). К ним относятся:

-переговоры;

-обследование;

-посредничество;

-примирение;

-арбитраж;

-судебное разбирательство;

-обращение в ООН и региональные организации.

Данный перечень не является исчерпывающим, и на практике государства прибегают также к таким средствам, как консультации, добрые услуги, создание органов ad hoc и т.д. Очень часто в последнее время роль независимой третьей стороны играет сама ООН, выполняя функции посредничества, добрых услуг, выработки планов мирного урегулирования. В целом право выбора того или иного средства разрешения спора принадлежит самим заинтересованным сторонам - его участникам. Более подробно о каждом из мирных средств разрешения международных споров - в главе 13.

Ни в одном действующем международном документе нет точного определения понятия “международный спор”, под которым следует понимать любое разногласие между двумя и более государствами по конкретному вопросу. Следует обратить внимание на то, что статус международного могут иметь лишь такие споры, в которых сторонами являются государства как таковые в лице своих уполномоченных органов и должностных лиц. С этой точки зрения, нельзя считать международным спором конфликт жителей приграничных районов двух государств, задержание частного рыболовного судна иностранного государства, занимающегося браконьерством на территории другой страны и т.д. Устав ООН упоминает о спорах и ситуациях, которые, по-видимому, следует рассматривать как схожие понятия. Разница между спором и ситуацией может заключаться в том, что спор является уже оформленным разногласием между государствами, а ситуация лишь создает предпосылки для спора. Вместе с тем, принцип мирного разрешения международных споров в равной степени применим как к собственно спорам, так и к ситуациям. Квалификация того или иного события в качестве спора или ситуации входит в компетенцию Совета Безопасности ООН.

Главное нормативное содержание рассматриваемого принципа заключается в обязанности спорящих государств разрешить возникший спор (ситуацию) исключительно мирными средствами и воздерживаться от применения силы или угрозы силой. При этом характер спора, его предмет и объект не влияют на данную обязанность. Мирные средства разрешения международного спора в принципе не могут быть исчерпаны: в случае неудачной попытки решить спор его участники должны прибегнуть к другим мирным механизмам. Другая обязанность сторон спора - воздерживаться от каких-либо односторонних действий, которые могли бы ухудшить сложившуюся ситуацию или иным образом осложнить процедуру разрешения спора. Безусловным нарушением принципа мирного разрешения международных споров являются попытки навязать другой стороне ту или иную процедуру урегулирования, а также нарушение в ходе примирения принципа суверенного равенства участников спора. В качестве обязанности спорящих государств следует также указать разрешение спора в максимально короткий срок (об этом, в частности, говорится в Заключительном акте СБСЕ 1975 года). Наконец, государства, достигшие согласия относительно выбора способа мирного разрешения спора, обязаны добросовестно выполнять итоговое решение. Односторонний отказ от выполнения такого решения следует рассматривать как фактическое уклонение от процедуры мирного урегулирования спора.

Вместе с тем, Устав ООН допускает возможность отступления от принципа добровольности сторон спора в выборе того или иного мирного средства его разрешения. Если спор квалифицирован Советом Безопасности как угрожающий международному миру и безопасности, Совет вправе рекомендовать сторонам конкретную процедуру урегулирования. Невыполнение соответствующей резолюции может грозить стороне спора применением принудительных санкций - как политического, так и военного характера.

Значение принципа разрешения международных споров мирными средствами заключается в том, что в условиях непрерывных противоречий и конфликтов интересов государств он обеспечивает поддержание международного мира и безопасности. Нарушение императивного требования прибегать исключительно к мирным способам решения международных конфликтов должно рассматриваться как одно из грубейших правонарушений, посягающих на интересы мирового сообщества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: