Принцип мирного разрешения споров

Принцип мирного разрешения споров закреплен Уставом ООН (ст. 2.3) и всеми международными актами, излагающими принципы международного права. Ему посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особенно значительна содержащая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит следующую общую формулировку принципа: " Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость ".

Принцип обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами.

Заслуживает внимания указание на связь между понятиями "мир" и "справедливость". Лишь в условиях мира может быть обеспечена справедливость. Только справедливое решение ведет к миру.

Принцип мирного разрешения международных споров является, образно говоря, процессуальным принципом в системе основных принципов. Он представляет собой совершенный метод, ряд способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество государств во всех областях сотрудничества.

Права государств, других субъектов международного права, устанавливаемые принципом, состоят в возможности выбора способов разрешения спора; в требовании к сторонам конфликта не уклоняться от поиска приемлемых для всех способов разрешения противоречий; в выполнении принятых решений; в праве на помощь со стороны третьих государств и международных организаций.

Обязанности государств состоят в следующем: они не должны прекращать процесс поиска приемлемого способа решения спора; при разрешении спора должны исходить из интересов обеих сторон спора; в процессе мирного урегулирования должны воздерживаться от любых действий, могущих ухудшить сложившуюся к моменту разбирательства ситуацию или нанести ущерб процессу поиска приемлемого способа; они обязаны добровольно выполнить принятое совместно решение.

В случае если спор имеет серьезный характер и если его продолжение может угрожать интересам безопасности и мира, Совет Безопасности ООН уполномочен рекомендовать сторонам конкретную процедуру разрешения спора. При необходимости он может обратиться к сообществу государств с призывом применить уставные санкции, чтобы предотвратить ухудшение ситуации. Они должны быть временными, исключающими применение вооруженных сил, а также полными или частичными относительно вида применяемых мер, которые могут заключаться в перерыве экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также в разрыве дипломатических отношений.

Особенностью структуры принципа мирного разрешения споров является достаточно обширный перечень способов их разрешения. Один только Устав ООН содержит их более десятка — переговоры (в последнее время дополнены таким способом, как консультации, упоминаемые в Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.), обследование, посредничест во (к которому с конца XX в. на основе обычая привлекается Генеральный секретарь ООН, его заместители и посредники), примирение, арбитраж, судебное разбирательство, а также привлечение к процессу всех главных органов ООН и региональных организаций (ст. 33—38). В последнее время государства расширили каталог предпринимаемых мер, включая в процесс примирения не только третьи государства (посредничество, добрые услуги, примирение), но и международные межгосударственные организации (так, орган по разрешению палестино-израильского конфликта включает кроме России США, ООН и Евросоюз — от лица сообщества государств и европейских государств).

Принцип сотрудничества государств, так же, как и принцип мирного разрешения международных споров, является функциональным принципом международного права. Сотрудничество — единственный законный способ реализации государством своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической и политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40, 41).

Принцип сотрудничества является формой практической реализации всех остальных принципов международного права. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом. Устав ООН в преамбуле и ст. 1 обязывает членов ООН «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера». Сам принцип пронизывает все положения Устава ООН, других правомерных договоров.

В соответствии с императивами принципа сотрудничества государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на правомерный отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом или высшими интересами государства. В случаях, предусмотренных договорами, государства могут устанавливать льготные режимы сотрудничества, как, например, государства Евросоюза, Содружества Независимых Государств, Британского содружества, Французского сообщества и др.

Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов международного права, т. е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства в осуществление внешней или внутренней функции государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной, но при этом сотрудничество должно служить благу всех государств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и всеобщего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: