Кривая спроса монополиста

Покажем, каким образом фирма-монополист устанавливает цены на свою продукцию. Как указывалось выше, любая фирма, функционирующая в условиях несовершенной конкуренции, является прайс-мэйкером, т. е. не приспосабливается к рыночной цене, а устанавливает ее. Монополист полностью контролирует цену. Если монополист намерен увеличивать объем продаж, он должен снизить цену. Это объясняется тем, что высокая цена сокращает спрос на его продукцию, что ведет к сокращению объема продаж. Снижение цены позволяет увеличить спрос, а значит, и объем продаж. Следовательно, изменения в объемах продаж и уровнях цен влияют на изменения общего дохода фирмы-монополиста.

Рассмотрим рис. 7-6.

Первоначально фирма-монополист продавала Q1 единиц продукта по цене Р1,. Ее общий доход определялся площадью фигуры ОР1AQ1. Чтобы увеличить объем продаж до Q2 единиц, фирма вынуждена снизить цену на продукцию до Р2 Обратите внимание на то, что фирма вынуждена снизить цену не только на дополнительные единицы продукции, а на весь выпуск. Поэтому, с одной стороны, общий доход фирмы возрастет, благодаря увеличению объема продаж, на величину, представленную площадью, обозначенной знаком «+», с другой стороны, он уменьшится из-за снижения цены на весь выпуск на величину фигуры, обозначенной знаком «—». Новый общий доход представлен площадью фигуры OP2BQ2.

В табл. 7-5 приведем условные показатели фирмы-монополиста.

Сравним общий доход от первой и второй единиц продукции. Общий доход от реализации первой единицы составляет 9 р Чтобы продать две единицы, фирма должна установить более низкую цену, равную 8 р. Поэтому, реализуя две единицы, фирма увеличивает общий доход на 8 р., но одновременно «теряет, часть дохода, равную сумме, на которую она вынуждена снизить цену по сравнению с той, которая соответствовала бы объему продаж в одну единицу (1 р.). Следовательно, прирост общего дохода (предельный доход) составит (8 — 1) р. = 7 р. Он ниже, чем установленная цена. Аналогичным образом при выпуске каждой последующей единицы фирма часть общего дохода «приобретает», другую часть — «теряет». Как видно из таблицы, при выпуске каждой единицы предельный доход меньше цены.

MR < Р— соотношение между предельным доходом и ценой монополиста.


Теперь мы должны установить величину оптимального выпуска продукции, т. е. такого выпуска, при котором прибыль будет максимизирована и фирма окажется в положении равновесия.

Будем при этом руководствоваться уже известным нам правилом MR = МС. Необходимые данные приведены в табл. 7-6 и графически представлены на рис. 7-7.

Из точки А, в которой пересекаются кривые MR и МС, опускаем перпендикулярную линию на горизонтальную ось, определяя оптимальный объем продукции Q0. Он равен 3 единицам. После этого устанавливаем цену, по которой продукция может быть продана. Желание продавца увеличить цену продукта упирается в тот предел, который ставит покупательская способность, представленная точкой на кривой спроса. Перпендикулярную линию, опущенную из точки А на горизонтальную ось, продлеваем вверх до пересечения с кривой спроса. Таким способом определяем уровень цены, равный 7 р., соответствующий объему спроса в 3 единицы. Общая выручка составит 7 X 3 = 21 р. Она представлена площадью прямоугольника OP0BQ0. Для того чтобы определить величину прибыли, построим кривую средних общих издержек (АТС). Общие издержки при оптимальном выпуске составят сумму, выражаемую площадью OCFQ0 (3 X 5 = 15 р.). Прибыль на единицу продукта равна 2 р. (отрезок BE). Общая величина прибыли представлена площадью CP0BF (2x3 = 6 р.). Она является максимальной.

В отличие от конкурентного рынка, на монополистическом рынке отсутствует кривая предложения. Напомним, что она показывает цены предложения, т. е. те цены, по которым продавец согласен реализовать продукт. Реагируя на изменяющиеся цены, конкурентная фирма изменяет объем предложения. При этом, как указывалось в предыдущем параграфе, кривая предложения отдельной фирмы совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенным выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек. Фирма-монополист также реагирует па спрос на свою продукцию, но она при этом не движется по кривой предложения. Вместо этого при изменяющихся условиях спроса она, следуя правилу MR = MС, выбирает такую комбинацию пены и объема предложения товара, которая приводит к максимизации прибыли. При этом следует иметь в виду, что полный контроль монополиста над рынком не означает, что он способен установить сколь угодно высокую цену. Его стремление повысить цену на свою продукцию упирается в своего рода барьер — величину спроса покупателя на эту продукцию. На рис. 7-7 эту величин} спроса показывает точка В на кривой спроса DD. Повышение цены сверх 7 р. привело бы к такому снижению объема спроса, которое уменьшило бы прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: