МОНОПОЛИЯ
Монополия представляет собой рыночную структуру, полярно противоположную совершенной конкуренции. Она предполагает существование фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. Такое положение позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты.
Существование монополии невозможно без наличия достаточно высоких барьеров, препятствующих проникновению на монополизированный рынок других производителей. Поэтому причины сохранения монополизированных отраслей в значительной степени сводятся к существованию таких барьеров. Укажем на важнейшие из них.
Прежде всего это легальные (юридические) барьеры, т. е. барьеры, установленные законодательством той или иной страны. Некоторые фирмы получают монопольные права и привилегии на реализацию товаров и услуг. Обычно ими являются предприятия общественного пользования (электрические, газовые, телефонные компании, метрополитен и т. п.). Они являются естественными монополиями. Такие компании, используя положительный эффект масштаба производства, удовлетворяют рыночный спрос с меньшими издержками, чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих между собой фирм. Государство в интересах потребителей часто предоставляет им монопольные права.
|
|
Роль барьеров, ограничивающих проникновение на отраслевой рынок конкурентов, играют также патенты. Некоторые фирмы получают от государства исключительное право на установленный законом период (в США - 17 лет) использовать разработанные ими технологии. Тем самым создаются условия, стимулирующие проведение фирмами научно-технических разработок.
В ряде случаев фирмы-производители продуктов полностью контролируют ресурсы, в частности источники сырья, необходимого для выпуска этих продуктов.
Важную роль играют экономические барьеры. Вследствие положительного эффекта масштаба производства в некоторых отраслях крупные фирмы достигают низких издержек производства что приводит к вытеснению конкурентов. Значительные размеры эффективно функционирующего капитала делают невозможным вхождение в отрасль новых фирм.
В России - стране, начавшей переход к рыночной экономике, - сохранилась унаследованная от командной системы высокая степень монополизации в производстве большого числа видов продукции. Она объясняется монопольным положением государства, которое планомерно сосредоточивало выпуск многих изделий на одном предприятии, что исключало конкуренцию и, как следствие этого, приводило к торможению технического прогресса, консервировало отсталую технологию.
|
|
Некоторые виды продукции выпускаются на одном предприятии. Так, мотороллеры выпускает Тульский машиностроительный завод, любительские кинокамеры — Красногорский механический завод, трамвайные рельсы — Новокузнецкий металлургический комбинат, электромоторы для подъемных кранов — московский завод «Динамо». В ряде отраслей на одном предприятии производится значительная доля продукции отрасли. Например, «Ижмаш» выпускает 60% мотоциклов, ЛОМО — 75% фотоаппаратов.