double arrow

Государственный бюджет. Рассмотрим в этой связи, что представляет собой государственный бюджет (см


Рассмотрим в этой связи, что представляет собой государственный бюджет (см. табл. 10-3). Как и всякий бюджет, государственный бюджет включает в себя доходную и расходную части. Источниками доходов государственного бюджета служат налоги, которые, как уже говорилось, делятся на прямые и косвенные. Если косвенные налоги являются составной частью ВНП и входят в цены произведенных и реализуемых товаров и услуг, то прямые являются вычетом из доходов, созданных в экономике. Поэтому не вся сумма доходов, созданная в экономике, достается домашним хозяйствам, а лишь та ее часть, которая остается за вычетом прямых налогов.


Другая часть государственного бюджета — его расходы. Средства государственного бюджета расходуются на самые различные цели. Некоторые из них уже ранее упоминались. Здесь мы их объединим в две большие группы: 1) государственные закупки товаров и услуг; 2) государственные трансфертные платежи.

В первом случае за счет бюджетных ассигнований оплачивается часть произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. часть ВВП. Эти расходы предполагают образование факторных доходов — заработной платы, прибыли и т.д.




Что касается трансфертных платежей, то они не являются формой оплаты товаров и услуг. К их числу относятся выплаты по системе социального страхования (пенсии, пособия и т.д.). Трансфертные платежи из государственного бюджета приводят, следовательно, к образованию доходов, которые хотя и не являются факторными, тем не менее способствуют увеличению общей суммы денег, которые получают домашние хозяйства.

На формирование доходов, получаемых домашними хозяйствами, влияет и распределение прибыли, которую получают акционерные компании. Любая фирма должна часть полученной ею прибыли использовать для развития технологии, увеличения объемов выпуска продукции, улучшения ее качества и т. д. Ей требуется резервный фонд для поддержания стабильности своего положения в условиях обострения конкуренции, удорожания сырья и на случай различных непредвиденных обстоятельств. Поэтому акционерные компании не всю полученную прибыль распределяют между своими акционерами в форме дивиденда. В 1997 г. распределение прибыли акционерных компаний США выглядело следующим образом:

Общая сумма полученной прибыли....................................682,0 млрд долл.

Налог на прибыль.................................................................. 255,1 млрд долл.

Чистая прибыль (за вычетом налогов) ........................... 426,9 млрд долл.

Дивиденды ............................................................................. 258,3 млрд долл.

Нераспределенная прибыль................................................. 168,6 млрд долл.

Таким образом, в процессе перераспределения части национального дохода домашние хозяйства получат из государственного бюджета в виде трансфертных платежей доходы в основном в виде пенсий и в виде процентов по государственному долгу. Но в то же время они не получат всей прибыли акционерных компаний, а только ее часть в виде дивидендов. В результате этого первого акта перераспределения национального дохода будет сформирован совокупный личный доход, причитающийся домашним хозяйствам. Исчислим его величину:



Национальный доход.......................................................................6431,1 млрд долл.

Налог на прибыль АО и нераспределенная прибыль ................-423,7 млрд долл.

Пенсии, проценты по государственному долгу и т. п. выплаты.....738,6 млрд долл.

Совокупный личный доход.................................................. ...........6746,0 млрд долл.

Все это говорит о том, что национальный доход, или сумма созданных в экономике факторных доходов, не тождествен сумме тех доходов, которые выплачиваются домашним хозяйствам и которые получили название личных доходов или совокупного личного дохода. Однако и совокупный личный доход еще не полностью попадает в распоряжение домашних хозяйств. Они платят подоходный налог, налог на недвижимость и т.д. Эти и подобные им налоги называются личными налогами. Из личного дохода также отчисляются деньги на социальное страхование. Если теперь мы вычтем из совокупного личного дохода личные налоги и отчисления на социальное страхование, то получим совокупный располагаемый личный доход, т. е. сумму денег, которая уже без каких-либо дальнейших вычетов поступает в распоряжение домашних хозяйств.



В 1997 г. располагаемый личный доход в США составил:

Совокупный личный доход.......................................................6746,0 млрд долл.

Прямые личные налоги с населения .................................. -640,6 млрд долл.

Отчисления по социальному страхованию...................... -331,4 млрд долл.

Располагаемый личный доход .............................................5774,0 млрд долл.

Схема формирования располагаемого личного дохода в осени в 1993 г. показана на рис. 10-9.

Вопрос о формировании располагаемого личного дохода имеет большое практическое значение для каждого из нас. Например, увеличение личных налогов является прямым вычетом личных доходов населения, что сокращает располагаемый личный доход. Но если это сопровождается увеличением трансфертных платежей, то располагаемый личный доход может не только не уменьшиться, но даже вырасти. За этим может стоять продуманная политика, направленная на известное ограничение роста сверхвысоких доходов и поддержку малообеспеченных слоев населения (пенсионеров и т.д.). В то же время если рост налогов, сдерживающий увеличение располагаемого личного дохода, обусловлен нерациональным, неоправданным расходованием средств (например, разбуханием бюрократического аппарата), то рост налогов с населения в этом случае ничем компенсирован не будет и его последствия будут носить негативный характер.







Сейчас читают про: