Общая характеристика эпохи

ЛЕКЦИЯ № 3

ТЕМА: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ АРАБСКИХ НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Краткая характеристика эпохи древних восточных деспотий.

2. Типовой костюм народов Двуречья. Общая характеристика костюма.

3. Особенности мужского и женского костюма.

4. Костюм народов Дренего Ирана и Персии.

5. Реликтовые ткани и их дизайн: орнаментация, цветовая гамма,

сырьевой состав.

6. Аксессуары в костюме народов Древнего Востока.

Таким же древним и таким же мощным очагом культуры, как Египет, в древние времена была Передняя Азия. Однако изучение её культуры началось позднее египетской. Вплоть до середины 19 века жизнь народов, населявших Переднюю Азию, оставалась почти неизвестной. Сведенья, почёрпнутые из легендарных библейских сказаний, были по существу единственным источником знаний о народах Передней Азии. Наконец, в 19 в., расшифровали клинопись Ассиро–Вавилонского государства, и это позволило получить сведения о культуре и религии ассировавилонян – самых древнейших народов Передней Азии.

Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой цивилизации. Многое, что окружает нас сейчас, существовало более трех, четырех тысячелетий назад. В государствах Древнего Двуречья (Месопотамии) зародились основы математических знаний (аль Хорезми, Омар Хайям), сложилась десятеричная система счета, установилось деление циферблата на двенадцать частей. Изучение небесных светил превратилось в точную науку. Вавилонские жрецы умели вычислять с большой точностью движение планет. Шумерские и вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни. Примером тому служит Вавилонская башня, легенда о строительстве которой подтверждает историческую неоднородность вавилонян.

Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли, расположенные к северу от Персидского залива между Средиземным, Чёрным и Каспийским морями. Она разделялась по диагонали реками Евфратом и Тигром. Область между Тигром и Евфратом получила название Месопотамия (или Междуречья, или Двуречья). В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства как Шумер, Аккад, Вавилон. В его северной части сформировалось государство Ассирия. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина.

В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна хеттов и хурритское государство Митанни (в некоторых источниках - Мидяни). В горных районах к северо-востоку от Тигра находилось государство Урарту и Иранское государство.

Разноплеменная культура Передней Азии не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных равнин, несли с собой новые веяния и новые порядки. Зачастую они уничтожали все, что было создано их предшественниками. И, тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену.

Последующую историю ранних рабовладельческих государств, их расцвета и упадка можно охарактеризовать как калейдоскоп государств то властвующих, то разоренных, то вновь возродившихся и господствующих на мировой арене.

В 3000 г. до н.э. на территории Передней Азии поочередно завоевывают господство шумерские государства Ур, Урук, Лагаш. Чуть позже власть переходит к семитскому Царству в северной части Южного Двуречья – Аккад. Ещё позднее большая часть Месопотамии объединилась под властью Вавилона. В 1600-1500 гг. до н. э. наивысшего расцвета достигло государство Митанни, образовавшееся в 1700 гг. до н.э. Но и оно было разрушено в 1400 гг. до н.э. хеттской армией. Государство хеттов просуществовало до 1200 гг. до н.э.

К концу 14 века до н.э. усиливается мощь Ассирии, которая, одержав верх над Вавилоном, постепенно превратилась в крупную военную державу продержавшись практически 7 веков. Ассирия, располагавшаяся на территории современного Ирака, - военно-деспотическая рабовладельческая держава, впервые в истории претендовавшая на мировое господство. После гибели Ассирии (конец 7 века до н.э.) под натиском вавилонских войск происходит новое возвышение Вавилона и на территории Междуречья образуется Халдейское царство. Однако в конце 6 в. до н.э. и оно попадает под власть ахеменидского Ирана, который подчинил себе к тому времени обширные территории, включающее в себя помимо самого Ирана, всю Переднюю Азию. Ахеменидский Иран был последним древневосточным государством. С конца 4 в. до н.э. по конец 2 в.н.э. в Месопотамии уже господствуют греко–македонские завоеватели.

Долгую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на отрезки по наименованию городов и мест первых археологических находок. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита – это период Халаф – 6–5 тысячелетие до н.э. Затем хронологически идет период Убайд – 4000–3500 до н.э. Далее следует период Урук – 3500–3000 лет до н.э, и, наконец, период Джемед–Наср, который исчисляется с 2800 г. до н.э.

Ассировавилонская культура, как и культура всех древних народов Передней Азии, базировалась на религиозных представлениях. Религия древних жителей Двуречья всегда определяла социальные отношения в обществе. В основе этой религии лежала неукротимая жажда уничтожения людей, не знающих и не поклоняющихся великим богам, таким как, например, Ваалу и Милите – боги творческой силы и плодородия; Молох – бог разрушения; Астарте - богиня луны и войны.

Месопотамия…Здесь, согласно Библии, находится Эдем – рай земной. Здесь Адам и Ева вкусили от дерева познания и узнали изгнание, тяжесть труда, муки деторождения, скорби старости и самоё смерть. На месте утраченного рая собирались племена и складывались государства, враждовавшие друг с другом до полного уничтожения. Жестокость была доминантой их менталитета. Поверженные цари, в оковах сидя под стенами победителя, толки в ступах кости своих предков. Кожу врагов натягивали на крышу. Рельефами с изображениями людей, посаженных на кол, украшали стены дворцов. Гордые надписи воителей древних городов провозглашали, сколько городов разрушено, сколько мужчин убито, сколько изнасиловано девочек и мальчиков. Из Библии мы узнаём, что жестокость и крайняя степень извращённости, последовавшие за ними страшные формы разврата, привели ассирийцев и вавилонян к обычаю приносить в жертву своим живых людей и даже своих детей.

Тем не менее, в этой древней империи зла, в ее искусстве, где почти не нашлось места для изображения женщины, мелькают образы далекого рая: висячие сады Семирамиды, жрецы в облике крылатых божеств, трогательные звездочки цветов, дивные звери. А трех тысячелетний давности головной убор царицы Шуб-Ад из золотых листьев и букетов цветов отличается такой необычной прелестью, какая достойна была самой Евы в Эдеме. Но главный символ украшений – дерево жизни. Оно дошло к нам из той невозможной дали не только в рисунках иранских и персидских ковров, но и в образе вечнозеленой новогодней елки. Нарицательное выражение «восточная роскошь» характеризует государства восточных деспотий. Это выражение дает представление о роскоши, которая возникла на основе товаров, ввозимых в Вавилон в период его расцвета из других государств. Суровые и жестокие обычаи, освещённый восточными традициями быт, строгие сословные разграничения - всё это было незыблемым и существовало неизменным веками.

Ассировавилонская культура, как культура восточно-деспотического рабовладельческого государства, развивалась и видоизменялась очень медленно.

Первые очаги восточной культуры появились еще в эпоху неолита. Для существования людей в районе Двуречья были необходимы оросительные и осушительные системы. Всё это возводилось руками рабов. Постоянный приток рабочей силы был одним из основных условий экономического процветания государств Передней Азии. Непрерывные войны доставляли рабов. Воинствующий характер сказался в культуре и костюмах народов, заселявших эти государства.

Наряду с войнами ассировавилонское государство вело торговлю рабынями–вышивальщицами, тканями, окрашенными в пурпур, коврами, драгоценностями.

Типовой костюм народов Месопотамии. Рассмотрим костюм народов Месопотамии на примере ассирийского костюма, как наиболее выразительного костюма народов Передней Азии.

В 14 в.до н.э. появилось великое рабовладельческое государство Ассирия. Его расцвет происходит в 11-7 вв. до н.э. В 605 г. до н.э. Ассирия была уничтожена армией государств Мидии и Вавилона.

Ассирийская культура была одним из важнейших звеном в развитии культуры народов Месопотамии – наидревнейшего наравне с Египтом очага человеческой цивилизации. Ассирийский костюм является продуктом непрерывного развития комплекса культур, созданных рабовладельческим обществом Месопотамии. В нём чисто ассирийские элементы соединились с элементами древнейших типов одежд других народов Месопотамии. Географическое положение Ассирии, расположенной на торговых путях, способствовало тесному сближению культур государств, расположенных по её границе. В свою очередь ассирийская культура также оказывала влияние на одежду народов соседних государств. Эти политические и географические особенности привели к тому, что исторический ассирийский костюм заметно не отличался от костюма народов и племен соседних государств. Поэтому исторический костюм Ассирии можно рассматривать как типовой костюм народов Месопотамии и прилегающих к ней областей Передней Азии.

Одежда жителей арабского Востока отличалась от одежды египтян. В жаркой и сухой Аравийской пустыне бедуины укрывались от зноя и песка покрывалом. Это был четырехугольный кусок ткани белого или голубого цвета, украшенный по краю каймой или бахромой. Его носили и мужчины и женщины, укутывая покрывалом всю фигуру. Покрывало прикрепляли на лбу, тесьмой и перекидывали через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости и всю фигуру.

Таким образом, самая древняя одежда народов Передней Азии состояла из куска ткани (или меха) обвёрнутого вокруг бёдер подобно юбке или накинутого на плечи и скрепленного пряжкой (фибулой). Кожа, мех широко использовались в костюмах, как материал способный защитить тело. Одежда в это время носила чисто функциональный характер.

Сохранились древние изображения женских богинь в различных костюмах. Эти костюмы можно разделить на три группы.

К первой группе относится одежда богинь, состоящая из покрывала и юбки из меха.

Ко второй группе относится длинная кроеная одежда, облегающая женскую фигуру до бёдер, с пышными вверху и узкими внизу рукавами. Поверхность ткани сплошь покрыта ромбовидными кусками меха.

Третья группа – это одежда жриц–богинь. Эта одежда представляет особый интерес, т.к. является прототипом чрезвычайно распространенной, просуществовавшей тысячелетия и существующей в наше время запахивающегося типа одежды, которую современники называют «халат». Это уже не бесформенно покрытие тела мехом, а хорошо подогнаны по фигуре, обшитое бахромой, изящное по силуэту настоящее женское платье без рукавов.

Ассирия типовое рабовладельческое государство с классовой структурой общества, поэтому в нем была ярко выражена классовая дифференциация костюма. Например, рабыням запрещали носить покрывало, являвшееся знаком отличия вольной женщины. Разница между одеждой мужчины и женщины была малозаметной и заключалась лишь в способах драпировки одежды, её ношения и длины.

Интересной особенностью мужского костюма было наличие оружия. Эти аксессуары одежды имели право носить знать. Например, меч являлся своеобразной принадлежностью мужской одежды знати, обязательным знаком сословного различия. Это объясняется тем, что Ассирия беспрестанно вела захватнические войны.

Основным материалом для одежды были лён и шерсть. Очень высокая техника ткачества обеспечивала выработку из шерсти не только грубых тканей, но тонких и мягких, и даже ворсистых. В поздний период начали шить одежду из хлопка и шёлка, причём шёлковые ткани использовались в основном только для одежды царя и знати. Прозрачных тканей в Ассирии в ранний период её развития практически не было, и оголенное тело считалось не пристойным.

Ткани богато декорировали. Наиболее популярными цветами были: синий, зелёный, жёлтый и красный различных оттенков от красно–коричневых до розовых. Высоко ценились пурпур и особенно тёмно–лиловый и фиолетовый цвет одежды.

Наряду с однотонными тканями для богатых костюмов знати использовали орнамент с вышивкой, или разнообразными рисунками, в том числе и золотыми. Узорные ткани часто декорировали по всей поверхности геометрическим орнаментом. Особенно распространены были квадраты, круги, шестиугольники, в различных комбинациях, часто вписанных друг в друга. Такой восточный узор называется «арабески».

Растительный мотив в узорах использовался редко. Особенно любимой была каймовая орнаментация одежды в виде сложных бордюров с геометрическим узором или розетками. Костюм часто украшали бахромой с кистями. В целом богатая декорация костюма создавала впечатление надменной пышности, которая ещё больше усиливалась орнаментацией тканей и рельефными складками. Роскошь костюма подчеркивалась украшениями с золота, серебра, бронзы.

Мужской костюм. Распространенной одеждой для мужчин являлась одежда, называемая канди, – рубашка с короткими цельнокроеными рукавами из холста или шерсти. У царя ткань для нее была более дорогой, чем у простых людей. Царский канди имел длину до ступней. У пастуха для канди применялась грубая ткань, и его длина была до колен.

Царь имел право носить несколько одежд. Поверх белого длинного канди, из тонкой шерсти непорочных белых ягнят особой породы, надевался узкий конас. Конас – это плащ, не сшитый с боков. Спереди конас закруглён, сзади – прямой, по краям обшит пурпуровой бахромой. Вся поверхность конаса вышита золотом. Сверху конаса одевался ещё плащ, слегка драпированный на груди. Поверх этого плаща надевалась через плечо перевязь с бахромой.

Ранговыми знаками царя являлись пурпурного цвета бахрома, проходящая по полу канди. Знаком царского отличия также был головной убор – кидарис (тиара). Он изготавливался из белого тонкого войлока, украшенного золотыми пластинами–розетками, символизирующими солнце. Верх кидариса заканчивался золотым шишаком, низ был повязан белой лентой, которая называется фонас, широкой спереди и более узкой сзади. На каждой руке царь носил по два браслета: на запястье с изображением символа солнца, выше локтя не замкнутый обруч.

Знаком царского отличия также был богато орнаментированный зонтик. Им осеняли царя во время торжественных выездов и выходов.

Вся одежда царя была ушита бляшками в виде солярных символов и звезд. Золото и серебро приходили в Ассирию преимущественно с Алтая через многочисленных посредников, драгоценные камни и жемчуг – из Индии.

Роскошные одеяния носили также жрецы. В тщательно убранные волосы вплеталась богато украшенная лента. В левой руке во время исполнения обрядов жрецы держали растение с тремя ветвями и стремя цветками.

Перевязь, обшитая бахромой, - непременная деталь царского и жреческого облачения. Она служила знаком отличия в костюме знатных ассирийцев: широкая и длинная – у высших чиновников, узкая и короткая – у царских слуг.

Женский костюм. Изобразительное искусство служило прославлению воинской мощи царя. Изображение женщины не входило в круг основных тем, что можно объяснить правовым положением женщины в Ассиро–Вавилонии. Сохранился лишь один барельеф с изображением женщины. Историки утверждают, что это жена царя Ашшурбанипала. Она одета в длинное прямое платье с длинными узкими рукавами и накидку подобную конасу царя. Накидка обшита бахромой. Вся одежда богато орнаментирована вышивкой. Голова покрыта шапочкой с фигурным бортиком в виде венца.

Женский костюм, как правило, включал платье из тонкого сукна, подобное мужскому канди, и плащ, украшенный густо рассеянным по всей ткани орнаментом. Полагают, что самые дорогие роскошные женские канди изготовляли из прозрачных тканей. Выходя на улицу, их обладательницы накидывали на себя большое покрывало, прикрепляя его к голове лентой. Оно обволакивало всю фигуру, закрывая плечи, спину.

Одежда ассировавилонянок низших социальных групп была проста, по крою такая же как у знатных особ, но мало декорирована.

Костюмы народов Древнего Ирана и Персии. Период существования Древнего Ирана – рабовладельческого государства (государство ахеменидов) очень краткий. Он насчитывает менее 250 лет. Однако костюм народов Ирана и Персии имеет для исторического костюма большой интерес. В нём впервые встречается запахивающая одежда, неизвестная ни Древнему Египту, ни цивилизациям Месопотамии, и мужские штаны – анаксариды - новая неизвестная этим культурам форма поясной одежды.

Превращение иранской державы ахеменидов в могучую империю, владения которой простирались от северо-западной Индии до Египта и границ Греции, объясняет быстрое распространение этого типа одежды среди других народов. В самом Иране после завоевания его Александром Македонским (4 в. до н.э.) с последующим влиянием эллинской культуры древнеиранский костюм не исчезал, а лишь несколько видоизменялся. Он также существовал в персидском государстве сассанидов (3-8 в.н.э). Отсюда он начал проникать в другие страны. Запахивающая одежда представляет собой разновидность кафтана, который является верхней одеждой в костюме персидского народа.

Древняя Персия вступила на историческую арену в середине 6 в. до н.э. К этому времени она сумела завоевать и подчинить себе почти все земли и народы от Армении до Вавилона, а позже – до берегов Черного и Каспийских морей. Жители нового государства, претендовавшего на мировое господство, были очень разноплеменные. Персы составляли всего лишь незначительную часть этого государства, но при этом пользовались всеми привилегиями завоевателей.

Персы охотно заимствовали у покорённых народов всё лучше, что было создано ими. Так, например, Геродот писал о персах следующее: «Обычаи чужеземцев персы принимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны одеваются в египетские панцири».

Персидский кафтан длиной до колен, иногда до ступней, имел длинный средней ширины рукав и окладной воротник. Под кафтан надевали рубашку длиной до колен с длинными неширокими рукавами. Некоторые кафтаны захлёстывали направо и подпоясывали поясом. Часто носили кафтан, просто накинув на плечи. Древнеиранские штаны – обязательная деталь костюма для мужчин всех сословий и возрастов. Их заправляли в обувь. На ногах носили кожаные невысокие ботинки. На голову надевали шапку–колпак.

Древнеперсидский костюм имел следующие характерные отличия от известной в это время драпировочной одежды египтян и древних греков. Прежде всего, для ее изготовления использовались шерстяные ткани, войлок, кожа, мех; одежда тесно прилегала к телу, была узкой, закрывая всю фигуру от шеи до ступней и запястьев рук, что совершенно не характерно для драпировочного типа одежды; оголённость тела совсем исключалась, даже голова была всегда покрыта головным убором.

Эти особенности одежды отвечали больше континентальным особенностям климата Ирана и Персии и основному занятию иранских племён – скотоводству.

Декорировка костюма была очень скромной. Одежда имела сине–зелёные и жёлто–коричневые цветовые оттенки.

Особое место в персидском историческом костюме занимал кандис, по форме и крою похожий на мидиский канди.

Персидский кандис – это верхняя одежда из мягких шерстяных тканей, часто из шелковых тканей. Ткани украшали узорами, часто использовали кайму. Шёлк красили в пурпурный цвет. Кандис – это глухая без рукавов одежда, которая в готовом виде напоминала квадрат с низкими проймами для рук. Кандис одевали через голову и на талии подвязывали узким поясом, так чтобы верхняя боковая часть спадала как рукава. Кандис носили лишь «царь царей», знать и вышее духовенство.

Кидар – головной убор персидского царя, также как и ассирийский кидарис, представлял собой расширенную к верху митру, сшитую из воилока.

Капюшон – он не только прикрывал лицо, но и часто закрывал подбородок, спадая на плечи, верх груди и спину.

Женский персидский костюм мало известен. Изображение женской персидской одежды до современников почти не дошли. Только на древнегреческих вазах встречается изображение персидской женщины в пёстрой нижней одежде с длинными рукавами, покрытой греческим гиматием или ионийским хитоном. Можно предположить, что женский костюм мало отличается от мужского. Женщины носили две рубашки - одна нижняя до ступней ног, а другая верхняя – до колен. Верхняя рубашка имела короткий рукав до локтей, нижняя - длинный до запястий. Штаны, как и кафтан, были принадлежностью не только мужского, но и женского костюма. Распространенной верхней одеждой женщины были покрывала такой длины и ширины, что они, спадая с головы на плечи, охватывали почти всю фигуру.

Первоначально материалом для персидской одежды служила овечья кожа. Позднее, в результате военных походов царя Кира, в Персии появились чужеземные ткани из хлопка и шелка. Началась обработка шерсти. Мидийскоперсидская мужская одежда представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху-юбку (канди), только более просторную и с расширяющимися к низу рукавами. У царя и придворных она была богато отделана. Под нею находилась вторая рубаха–юбка, длиной до колен и более узкая, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пёстрой отделкой. Эта рубаха – народная одежда древних персов. К ней добавляется совершенно новый элемент одежды – длинные штаны. Штаны – это отличительный признак одежды целой группы индоевропейских народов, к которым принадлежат персы, скифы, медийцы, фригийцы и другие древние народы, заселявшие территорию Передней Азии.

По этому признаку – штанам – (гальское «bracca») римляне дали всем «варварским» народам прозвище «braccati», т.е., носящие штаны.

Простой перс кроме короткой рубахи – юбки и штанов носили средний высоты или высокую острую обувь со шнуровкой. На ноги одевали сразу 2-3 пары башмаков из красного или желтого сафьяна. На голове носили шарообразную войлочную шапку или только повязку. Бороду и волосы отпускали. У персов высоко ценилась косметика и благовонья. Знатный перс не отправлялся в поход без ящика косметики.

Уход за волосами, бородой и усами входило в число мужских добродетелей как у ассировавилонян, так и у персов. Даже простолюдины и солдаты холили и подкрашивали, расчесывали и завивали волосы самыми причудливыми, но строго геометрическими фигурами. Волнообразные локоны перемежались крупными колечками, трубочками. Царь с набеленным лицом, с подведенными длинными как у хищной кошки глазами, с насурьмленными бровями, усами и почти архитектурной формы бородой, с тяжелой гривой волос, которую венчала белая пирамидальная тиара, украшенная кованым золотом, обликом походил на грозное божество. Мужской идеал красоты – несокрушимая мощь тела и непроницаемая холодность лица, абсолютная мужественность и воля, подчеркнутые приземистой и мощной фигурой, - создавал весь облик древнего знатного перса или ассирововилонянина.

Заключение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: