Предложение. Факторы предложения. Закон предложения

Эластичность спроса

Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэф­фициент эластичности спроса. Он определяется как отношение процента изменения объема спроса к проценту изменения цены.

Если обозначить цену как Р, а величину спроса — как Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Кэ равен:

Кэ =∆Q(%)/∆Р(%)

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объ­ема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

1. Эластичный спрос — спрос, для которого коэффициент
эластичности больше единицы (Кэс > 1); процент изменения вели­
чины спроса больше процента изменения товара.

2. Спрос имеет единичную эластичность в том случае, когда
коэффициент эластичности равен единице (Кэс =1); процент изме­
нения величины спроса равен проценту изменения цены.

3. Неэластичный спрос, или низкая эластичность — коэффи­
циент эластичности такого спроса меньше единицы (К^ < 1); про­
центное изменение больше процентного изменения объема спроса.

4. Совершенно неэластичный спрос — случай, когда измене­
ние цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар
(К^ = 0); величина спроса одинакова при любых ценах.

5. Совершенно эластичный спрос — случай, когда изменение
величины спроса не требует изменения цены товара; случай, когда
покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по
неизменной цене.

Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спро­са может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (па­дает), цена постоянна, Кэ = ∞.

Эластичность спроса зависит от многих факторов:

• наличия товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных
товаров является соль, ее нельзя ничем заменить;

• удельного веса стоимости товара в бюджете потребителя;

• размера дохода покупателей. При этом цена не меняется, изме­
няется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее
спрос на него;

• качества товаров. Чем выше качество, тем менее эластичен
спрос;

• степени необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши — более эластичен; ° размера запасов товара;

• потребительского ожидания.

Предложением называется количество товаров и услуг, кото­рое производители готовы продать по определенной цене, в опре­деленном объеме, за определенный период времени.

Объем предложения товара — это количество товара, кото­рое продавцы желают продать, за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, преж­де всего от цен, используемых в производстве ресурсов имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.

Важно отличать объем предложения от объема продажи: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения опре­деляется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.

Кривая предложения показывает в графическом виде коли­чество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис. 13). Кривая предло­жения может перемещаться влево и вправо под воздействием опре­деленных факторов.

Рисунок График предложения

Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного или устойчивого повыше­ния цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.

Закон предложения гласит, что при прочих равных усло­виях предложение на товары и услуги в количественных выра­жениях изменяется в прямой зависимости от их цены.

Другими словами, по мере роста цен производители предла­гают к продаже большее количество товаров, а по мере их паде­ния — меньшее.

На предложение могут влиять неценовые факторы:

изменение издержек производства в результате технических
нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой по­
литики, стоимости факторов производства;

выход на рынок новых фирм, что увеличит предложение вне
зависимости от цен;

изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресур­
сов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит
предложение;

технологические возможности производства;

уровень налогов и дотации;

перспективы развития отрасли;

природные катастрофы, политические действия, войны. Раз­
рушая экономику, они влияют на сокращение предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: