Эластичность спроса
Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение процента изменения объема спроса к проценту изменения цены.
Если обозначить цену как Р, а величину спроса — как Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Кэ равен:
Кэ =∆Q(%)/∆Р(%)
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
1. Эластичный спрос — спрос, для которого коэффициент
эластичности больше единицы (Кэс > 1); процент изменения вели
чины спроса больше процента изменения товара.
2. Спрос имеет единичную эластичность в том случае, когда
коэффициент эластичности равен единице (Кэс =1); процент изме
нения величины спроса равен проценту изменения цены.
3. Неэластичный спрос, или низкая эластичность — коэффи
циент эластичности такого спроса меньше единицы (К^ < 1); про
центное изменение больше процентного изменения объема спроса.
4. Совершенно неэластичный спрос — случай, когда измене
ние цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар
(К^ = 0); величина спроса одинакова при любых ценах.
5. Совершенно эластичный спрос — случай, когда изменение
величины спроса не требует изменения цены товара; случай, когда
покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по
неизменной цене.
Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (падает), цена постоянна, Кэ = ∞.
Эластичность спроса зависит от многих факторов:
• наличия товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных
товаров является соль, ее нельзя ничем заменить;
• удельного веса стоимости товара в бюджете потребителя;
• размера дохода покупателей. При этом цена не меняется, изме
няется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее
спрос на него;
• качества товаров. Чем выше качество, тем менее эластичен
спрос;
• степени необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши — более эластичен; ° размера запасов товара;
• потребительского ожидания.
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать, за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, прежде всего от цен, используемых в производстве ресурсов имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объем предложения от объема продажи: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис. 13). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Рисунок График предложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а по мере их падения — меньшее.
На предложение могут влиять неценовые факторы:
• изменение издержек производства в результате технических
нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой по
литики, стоимости факторов производства;
• выход на рынок новых фирм, что увеличит предложение вне
зависимости от цен;
• изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресур
сов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит
предложение;
• технологические возможности производства;
• уровень налогов и дотации;
• перспективы развития отрасли;
• природные катастрофы, политические действия, войны. Раз
рушая экономику, они влияют на сокращение предложения.