ТЕМА 5:ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Кривая спроса, закон спроса
2. Эластичность спроса
3. Кривая предложения, закон предложения
4. Эластичность предложения
Спрос — это желание и способность покупателей приобрести какое-либо количество товара или услуг по данной цене, в данное время. При этом необходимо четко разграничить два экономических понятия: «спрос» и «потребности». Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.
Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заместителей), доходов покупателей и их вкусов.
Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на который будет предъявляться спрос, при каждом уровне цен может быть представлена в виде графика (рис. 12).
Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.
Между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название «закона спроса»; чем выше цена, тем меньше величина спроса.
|
Рисунок. График спроса
Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены
На изменение спроса влияют следующие неценовые факторы:
° изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день; ° число покупателей;
° изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;
° изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. Так, рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин;
° изменение структуры населения. Например, старение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.
Когда изменяются неценовые факторы, при каждой цене количество товаров, которые покупатели желают приобрести, меняется. Следовательно, меняется и весь спрос: кривая спроса сдвигается влево или вправо. Если спрос растет, то кривая спроса сдвигается вправо, а если падает— влево.
Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов покупателей.