Спрос. Факторы спроса. Закон спроса

ТЕМА 5:ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Кривая спроса, закон спроса

2. Эластичность спроса

3. Кривая предложения, закон предложения

4. Эластичность предложения

Спросэто желание и способность покупателей приобрес­ти какое-либо количество товара или услуг по данной цене, в дан­ное время. При этом необходимо четко разграничить два экономи­ческих понятия: «спрос» и «потребности». Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.

Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других това­ров (товаров-заместителей), доходов покупателей и их вкусов.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на ко­торый будет предъявляться спрос, при каждом уровне цен может быть представлена в виде графика (рис. 12).

Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Между ценой товара и объемом спроса на него существует об­ратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической тео­рии получила название «закона спроса»; чем выше цена, тем меньше величина спроса.

P

Рисунок. График спроса

Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены

На изменение спроса влияют следующие неценовые факторы:

° изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортив­ную обувь связано с тем, что среди молодежи стало модно но­сить эту обувь каждый день; ° число покупателей;

° изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: ме­бель, бытовую технику, высококачественные продукты пи­тания;

° изменение цен на другие товары, особенно на товары-замени­тели. Так, рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин;

° изменение структуры населения. Например, старение населе­ния. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

Когда изменяются неценовые факторы, при каждой цене коли­чество товаров, которые покупатели желают приобрести, меняется. Следовательно, меняется и весь спрос: кривая спроса сдвигается влево или вправо. Если спрос растет, то кривая спроса сдвигается вправо, а если падает— влево.

Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: