Равновесная цена. Рыночное равновесие

Эластичность предложения

Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение процента изменения объема предложения к проценту изменения цены товара.

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предло­жения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предло­жения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, — предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополни­тельного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия произ­водства.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковре­менный, среднесрочный и долговременный. В краткосрочном пе­риоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продук­ции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна пе­рестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период элас­тичность предложения достигает максимальной величины, в крат­косрочный период она абсолютно неэластична.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установле­нию рыночной (равновесной) цены.

Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Равновесная ценаэто такая цена, при которой объем спро­са равен объему предложения, и этот объем является соответ­ственно равновесным.

Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффектив­ность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.

В графической модели рынка экономическое равновесие до­стигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения Qs будет равен объему спроса QD, благодаря чему устанавливается цена равновесия Ре, одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (рис. 14).

На изменение рыночной цены влияют:

• возникающий неудовлетворительный спрос — ведет к повыше­
нию цен;

• избыточное предложение — приводит к снижению цен до уров­
ня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновес­ная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок являет­ся сбалансированным. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая, другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей из­менить ситуацию на рынке.

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и пред­ложения:

• возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;

• уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;

• возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;

уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.

Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров уменьшения или увеличения спроса, увеличе­ния или уменьшения предложения. Исходя из этого, формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:

1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равно­
весного количества товаров;

2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены,
и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равно­
весной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равно­
весной цены и уменьшение равновесного количества товаров.
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и пред­ложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию, на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономиче­ской системы в целом.

Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конк­ретных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не дос­тигается.

И все же на практике согласно закону равновесия спроса и пред­ложения формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, во­левым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: