Эластичность предложения
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение процента изменения объема предложения к проценту изменения цены товара.
Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, — предложение неэластично.
Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.
Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долговременный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.
Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению рыночной (равновесной) цены.
Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.
Равновесная цена — это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является соответственно равновесным.
Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.
В графической модели рынка экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения Qs будет равен объему спроса QD, благодаря чему устанавливается цена равновесия Ре, одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (рис. 14).
На изменение рыночной цены влияют:
• возникающий неудовлетворительный спрос — ведет к повыше
нию цен;
• избыточное предложение — приводит к снижению цен до уров
ня равновесных.
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая, другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.
Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:
• возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;
• уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;
• возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;
уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.
Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров уменьшения или увеличения спроса, увеличения или уменьшения предложения. Исходя из этого, формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:
1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равно
весного количества товаров;
2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены,
и равновесного количества товаров;
3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равно
весной цены и увеличение равновесного количества товаров;
4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равно
весной цены и уменьшение равновесного количества товаров.
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.
На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию, на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конкретных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.
И все же на практике согласно закону равновесия спроса и предложения формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.
В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия.