Теории мотивации

Существует множество теорий мотивации. Согласно классификации Х. Штольца, представляется целесообразным их деление в зависимости от предмета анализа на три главных направления:

1. теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека («ХУ – теория» Макгрегора, теория человеческих отношений, теория «Z» Оучи).

2. внутриличностные теории (А. Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера).

3. процессуальные теории (В. Врума, С.Адамса,Л. Портера-Э. Лоулера).

Теории первого направления анализируют специфику отношений человека к труду, второго – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего – выходят за рамки отдельного индивида и изучают процесс мотивации.

3.1. Теории, основанные на специфической картине работника – человека

«XY - теория» Д. Макгрегора

К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда, в основе которых лежит специфическая картина человека, принадлежат концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, называемая «XY - теорией». Эта концепция включает две противоположные теории теорию «X» и теорию «Y».

Теория «X», во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на работника, исходит из того, что:

ü средний человек ленив и стремится избегать работы;

ü работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили;

ü для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом о вознаграждении;

ü строгое руководство и контроль являются главными методами управления;

ü в поведении работников доминирует стремление в безопасности.

На этих постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управление организацией. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.

Теория «Y», являющаяся дополнением теории «X», в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась в 60 – х годах. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты:

ü нежелание работать – это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;

ü при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;

ü лучшие средства осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие;

ü при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисциплина и самоконтроль;

ü Трудовой потенциал работников выше, чем принято считать. В современном производстве их созидательные возможности используются лишь частично.

Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

Согласно рекомендации Д. Макгрегора, «XY - теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преобладают установки теории «Y».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: