Основы теории организации

Нас окружают всевозможные материальные и нематериальные объекты. По сути, любой объект, любое явление - это организация, упорядоченная совокупность каких-то элементов. Эта упорядоченность (организованность) достигается в процессе организации. Процесс организации может происходить либо стихийно, бессознательно (самоорганизация), либо сознательно в результате целенаправленной деятельностью людей (процесс искусственного упорядочивания). Можно сделать следующий вывод: организациякак явление носит универсальный характер и наблюдается во всех процессах и объектах окружающего нас мира и в нас самих. Без организации, организованности нет никакого реального бытия.

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты человеческой жизни. Мы обучаемся в школах и институтах, работаем на предприятиях, покупаем продукты в магазинах, лечимся в поликлиниках и т.д. Можно сказать, что любое проявление нашей жизни связано с организациями.

Понятие «организация» является основным понятием дисциплины, к изучению которой мы приступаем – теории организации. Определим его сущность.

Термин «организация» происходит от греческого слова «органон» (organon), что означает устройство, инструмент, орудие, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в единое целое, приведение в стройную систему.

Известный ученый в области теории организации и управления профессор Борис Захарович Мильнер определяет понятие «организация» в двух смыслах:

1) для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве, поэтому такое толкование близко к понятию «организовывать»;

2) как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В этом объекте сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.

В.Н. Парахина и Т.М. Федоренко определяют организацию как упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство.

То есть организация существует в двух проявлениях: как реально существующий объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой; и как процесс, как деятельность организовывания, упорядочения всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.

Из приведенных определений следует, что организация может рассматриваться как в статике, так и в динамике. Организация в статике представляет собой некое целостное образование с определенной структурой и целевой направленностью, а в динамике – разнообразные процессы по упорядочению своих структурных элементов.

Наряду с данными выше определениями организации есть еще и третье – как формы существования социальных и производственно-хозяйственных систем (организация как состояние системы). В данном случае под организацией понимается объединение людей и материально-вещественных элементов, предназначенное для реализации некоторой программы (деятельности) и функционирующее на основе определенных правил и процедур.

В основу теории организации положено понимание организации как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, находящихся в единстве с внешним окружением. При этом для организации характерна целенаправленность функционирования и развития.

Вокруг нас существует огромное количество организаций, причем все они каким-то образом упорядочены и выполняют какие-либо функции.

Рассмотрим некоторые признаки, по которым можно классифицировать организации:

1) по природе:

- технические (все технические устройства),

- биологические (все живое: представители флоры, фауны, человек)

- социальные (состоящие из людей);

2) по степени сложности:

- простые (содержащие малое количество элементов),

- сложные (содержащие множество элементов и связей между ними);

3) по эффективности функционирования:

- эффективные (успешно функционирует, достигает результатов),

- неэффективные (не реализует поставленные цели);

4) по размерам:

- большие (макроорганизации),

- малые (микроорганизации);

5) по характеру взаимодействия с внешней средой:

- открытые (обменивающиеся ресурсами с внешней средой),

- закрытые (не обменивающиеся ресурсами с внешней средой).

Что же изучает теория организации как наука? Она изучает организации как структурированные объекты и процессы, организации как системы, законы и принципы функционирования, развития организаций, отношения, связи, которые возникают, складываются в процессе взаимодействия организаций и их элементов.

Организация является очень сложным механизмом, поэтому она не может быть предметом изучения только одной науки – теории организации. Изучением организации занимаются многие науки. Организация должна рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. На рис. 1. представлены аспекты организации, изучаемые различными научными дисциплинами.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит теории управлении. Это явилось причиной того, что отдельные исследователи рассматривают теорию организации как составную часть науки об управлении, другие выделяют проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний. Несмотря на то, что управление (менеджмент) и организация тесно связаны, управляют именно организациями, существует определенное разграничение теории организации и теории управления. Различие между ними состоит в том, что теория организации отвечает на вопрос «Чем управлять?», а теория управления – «Зачем и как управлять, воздействовать на объект?» Понимание организации создает основу для изучения управления.

Необходимо учитывать, что в состав организации входят элементы двух типов. С одной стороны, это элементы, определяющие социально-экономическую структуру организации (люди с их способностями, интересами, потребностями и подготовленностью, социальные группы, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (оборудование, материальные ресурсы, технологические правила).

Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают люди (индивидуумы) и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной, целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. В решении этой задачи теория организации использует достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин: психологии, социологии и др.

Важную роль в изучении организационных коммуникаций играет информатика - наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в системах, которая раскрывает сущность современных информационных систем, связывающих воедино все процессы функционирования организаций. Вклад психологии в теорию организации проявляется через изучение и прогнозирование поведения человека в организации, определение возможностей изменения поведения людей, выявлении потребностей и степени удовлетворенности работой, разработке мотивационных методов.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где люди исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным для теории организации является изучение групповой динамики, группового поведения, природы социальных конфликтов между социальными группами.

Целый ряд прикладных организационных дисциплин, такие как стратегический менеджмент, производственный, финансовый менеджмент и др. позволяют изучить конкретные элементы организации или конкретные процессы, протекающие в ней.

Юридические науки изучают процессы регулирования общественных отношений. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое, хозяйственное и административное право. Законодательство, юридическая регламентация общественных отношений создают необходимые условия для эффективного функционирования организаций.

Следовательно, теорию организации следует рассматривать как комплексную интегративную дисциплину, впитавшую в себя достижения смежных общественных наук. С другой стороны, теория организации является всеобщей интегративной наукой, создает основополагающие представления о порядке и формах построения структур и процессов. Кроме того, теория организации является базой для построения комплекса управленческих наук, а также вооружает необходимыми фундаментальными знаниями для решения практических организационных задач.

Теория организации имеет историю своего формирования и развития, эволюцию организаторской мысли. Считается, что теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии (науке об обществе, изучающей общественные структуры, их элементы, социальные процессы), которая в свою очередь выделилась из философии (науке о наиболее общих закономерностях развития природы и общества).

Если говорить об этапах развития теории организации, то здесь есть различные подходы. Одни исследователи выделяют этапы с точки зрения подходов к описанию развития взглядов на организацию «организация – закрытая или открытая система» и «организации базируется на рациональном или социальном мышлении». До 60-х г.г. ХХ века проблемы организации рассматривались с точки зрения закрытых систем, т.е. внешняя среда игнорировалась. В последующем исследователи (П. Лоуренс и Дж. Рош) выявили тесную зависимость организации и внешней среды и выдвинули концепцию организации как открытой системы. В определенный временной период поменялись взгляды на природу оснований организации: от организации механистической, предназначенной только для осуществления работы, совместной деятельности людей до организации как системы человеческих отношений (организации-общины).

Другие исследователи рассматривают этапы развития теории организации в соответствии с факторами развития общества, производства. В соответствии с этим подходом можно выделить два этапа – первая половина XX века и вторая половина XX века, начало ХХI в. Именно в это время резко изменились объективные условия функционирования организаций в мире, что вызвало к жизни множество научных идей и школ, которые внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики.

Рассмотрим основные факторы, которые оказали влияние на становление и развитие научных школ управления и, соответственно, теории организации в ХХ веке.

Можно выделить следующие доминирующие факторы первой половине ХХ века:

- отделение управления от собственности;

- рост крупных организаций;

- развитие наук о человеке (психологии, социологии, антропологии);

- развитие точных наук;

- утверждение рыночных отношений.

Вторая половина ХХ века и начало ХI в. ознаменованы следующими факторами:

- революционные перемены в технологии;

- сложность и наукоемкость выпускаемой продукции;

- глобализация производства и рынков;

- развитие информационных технологий;

- многообразие потребительского спроса;

- рост потребительского спроса и рисковых инвестиций.

На каждом этапе развивались свои теории и научные школы, менялись взгляды на организацию и управление организаций. К первой половине ХХ века принято относить: классическую теорию организации, которая включает в себя: школу научного управления Ф. Тейлора, теорию административного управления А. Файоля, бюрократическую теорию М. Вебера; всеобщую организационную науку – тектологию А. Богданова; теорию человеческих отношений М. Фоллет и Э. Мейо; концепции мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора и Ф. Герцберга; теорию Гласиер (по названию Гласиеровской металлической компании в Лондоне) У. Брауна и Э. Джеквеса.

Во второй половине ХХ века развивались и продолжают развиваться в ХI веке следующие теоретические концепции: теория организационного потенциала И. Ансоффа; концепция «структура-5» Г. Минцберга, идеи английского ученого П. Друкера. Современными направлениями принято считать: концепцию внутренних рынков, концепцию альянсов, теорию институтов и институциональных изменений, концепцию «экологически осознанного руководства» и др.

Рассмотрим теории и научные школы управления организацией более подробно.

1. Классическая теория организации. Началом формирования и развития теории организации принято считать выход в 1911 г. книги Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления». Саму теорию, которую начал развивать Тейлор, принято называть научным управлением.

Тейлор изучал трудовые процессы, фиксировал их, а затем обучал работников лучшим практическим приемам и контролировал выполнение норм. В результате внедрения его системы производительность труда резко возросла.

Супруги Ф. и Л. Гилбрет изучали трудовые процессы до мельчайших подробностей, записывали на кинокамеру, находили лишние и непроизводительные движения, а затем оптимизировали производственный процесс.

Г. Гантт разработал инструменты планирования и отслеживания любого процесса во времени. Ленточные графики Гантта используются и по сей день.

Создание поточного производства связано с именем Г. Форда – основателя крупнейшей автомобильной корпорации.

Автором теории административного управления считается француз А. Файоль, который разработал 14 принципов управления. Он впервые высказал мысль о том, что вопросы организации и управления должны быть выделены в отдельную самостоятельную теорию.

Бюрократическая теория связана с именем немецкого ученого М. Вебера. Он высказал мысль, что если каждый работник будет точно знать, что делать, и все исполнять четко по инструкции, то и вся организация будет работать четко, как часы.

2. Всеобщая организационная наука – тектология. Эта наука служит основой современной теории организации и других наук. Она создана выдающимся русским ученым А. Богдановым (Малиновским), экономистом, философом и врачом. Он сформулировал организационные принципы и законы, общие для всех систем. Один из известных законов А. Богданова получил название закона наименьших (прочность цепи определяется наиболее слабым звеном). Кроме того, А. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к изучению организации и показал, что организованное целое больше суммы частей.

3. Теория человеческих отношений. Данная теория связана с именами американских ученых М. Фоллет и Э. Мейо. Они изучали поведение человека в процессе труда и сделали вывод, что результативность работы может быть выше, если учитывать интересы человека, его способность к самоорганизации и творчеству.

4. Концепции мотивации. Были предложены учеными А. Маслоу, Р. Лайкертом, Ф. Герцбергом, Д. Макгрегором и др. Они внесли значительный вклад в развитие теории организации, исследуя мотивы поведения человека в организации.

5. Теория Гласиер. Эта теория появилась в конце 1940-х гг. в Гласиеровской металлической компании в Лондоне. Основные положения этой теории изложены в трудах У. Брауна и Э. Джеквеса. Теория Гласиер выделяет в каждой организации как минимум четыре подсистемы: законодательную, исполнительную, представительскую и апелляционную. Все эти подсистемы выполняют свои функции и взаимодействуют.

6. Теория организационного потенциала. Возникла в начале 1970-х гг. Ее выдвинул американский ученый И. Ансофф. Он считал, что руководство предприятия должно решать стратегические проблемы в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Ансофф ввел понятие организационного потенциала (потенциал - это возможности организации). Его основные составляющие: руководители, структура, информация, системы и процедуры, технологические процессы, системы ценностей. Ансофф считал, что изменение организационного потенциала целесообразнее всего начинать с людей, с управляющих. Это вызывает изменение системы ценностей, что влечет за собой перестройку всех остальных элементов.

7. Концепция «структура-5». Разработчик концепции Г. Минцберг известен своими работами в сфере менеджмента. Занимался он и проблемами теории организации. Суть концепции «структура-5» состоит в том, что независимо от типа компании её организационная структура включает пять координационных механизмов: взаимное регулирование, прямое управление, стандартизацию рабочих мест, выпуск и рабочие навыки. Эти базовые механизмы скрепляют все элементы организации.

8. Идеи П. Друкера. Английский ученый Питер Друкер считал, что основа эффективности организации – грамотные управленцы, умеющие находить нестандартные решения. Эффективность организации определяется прежде всего человеческими ресурсами и интеллектуальным потенциалом. При этом особое значение он придавал целевому управлению.

9. Современные направления:

1) концепция внутренних рынков корпораций. (Корпорация (АО) – организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий её участников и образующая самостоятельное юридическое лицо). Согласно этой концепции внутренняя деятельность корпорации рассматривается как особых рынок. Причем на нем действуют все законы рыночного хозяйства. Подразделения предприятия рассматриваются как автономные звенья, которые покупают и продают товары, участвуя во внутрифирменном обороте. Подразделения, которые имеют большую экономическую самостоятельность, могут оперативно вносить изменения в деятельность всего предприятия. На этой основе с использованием информационных технологий формируются сетевые организации с распределенными автономными звеньями.

2) концепция альянсов. Согласно этой концепции компании объединяются для того, чтобы использовать рыночные возможности наилучшим образом. Профессиональные знания и умения каждого партнера позволяют создать эффективный альянс.

3) теория институтов и институциональных изменений утверждает, что возрастает роль организационных факторов, обусловливающих институциональные изменения; гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к переменам. Автор теории американский ученый Дуглас Норт под институтами понимает разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные ограничения (договоры и добровольно принятые кодексы поведения), а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Институциональое развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют «правила игры», а вторые являются игроками.

4) концепция «экологически осознанного руководства, в соответствии с которой предприятие рассматривается как часть природного кругооборота. В центре внимания оказываются экологические процессы. Предприятие становится ответственным за сокращение экологической нагрузки на природу.

Представим факторы, оказавшие влияние на развитие научных теорий и сами теории в табличном варианте (табл 1.)

Таблица 1.

Факторы, оказавшие влияние на развитие теории управления организацией, и эволюция взглядов на организацию

Доминирующие факторы Теории и научные школы Ориентация теорий и научных школ
I половина ХХ века отделение управления от собственности; рост крупных организаций; развитие наук о человеке (психологии, социологии, антропологии); развитие точных наук; утверждение рыночных отношений 1. Классическая теория организации: - научное управление (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Форд); - теория административного управления (А. Файоль) - бюрократическая теория (М. Вебер) 2. Всеобщая организационная наука – тектология (А. Богданов) 3. Теория человеческих отношений (М. Фоллет, Э. Мейо) 4. Концепции мотивации (А. Маслоу, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг) 5. Теория Гласиер (У. Браун, Э. Джеквес) Изучение работы с помощью научных методов, обоснование лучших практик, обучение им работающих. Формулирование принципов управления и построения организации. Рационализация коллективной деятельности, построение схемы организации, гарантирующей поведение работников. Формулирование организационных принципов и законов, общих для всех систем. Формулирование закона наименьших. Обоснование применения системного подхода к изучению организации. Анализ поведения человека в процессе труда Изучение интересов человека. Ориентация на людей в большей степени чем на продукцию. Классификация потребностей человека, определение мотивирующих факторов. Выделение четырех подсистем и функций любой организации: законодательной, исполнительской, представительской и аппеляционной
II половина ХХ века, Начало ХХI века революционные перемены в технологии; сложность и наукоемкость выпускаемой продукции; глобализация производства и рынков; развитие информационных технологий; многообразие потребительского спроса; рост потребительского спроса и рисковых инвестиций 6. Теория организационного потенциала (И. Ансофф) 7. Концепция «структура-5» (Г. Минцберг) 8. Идеи П. Друкера 9. Современные направления: - концепция внутренних рынков корпораций; - концепция альянсов - теория институтов и институциональных преобразований - концепция «экологически осознанного руководства» Ориентация на решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды Введение понятия организационного потенциала и определение его состава Создание алгоритма изменения организационного потенциала Выделение пяти координационных механизмов, связывающих организацию воедино: взаимное регулирование, прямое управление, стандартизация рабочих процессов, выпуск и рабочие навыки. Определение основных факторов успеха организации Оценка интеллектуального капитала как основного фактора конкурентоспособности организации Развитие концепции целевого управления. Перенесение законов рынка во внутреннюю деятельность корпорации, ориентация на сетевые организации Разработка модели расширения кооперирования компаний Подчеркивание большей важности роли организационных факторов в сравнении с техническими, которые ведут к изменению институтов, что оказывает существенное влияние на развитие экономики Рассмотрение организации как экологической субсистемы и части природного кругооборота

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: