double arrow

Теории слога


(Р.Р. Каспранский, с. 76- 85)

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог - это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Присциан Цезарейский (лат. Priscianus Caesariensis) — римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании, жил около 500 года н. э. Величайшим из его трудов является Institutiones Grammaticae («Грамматические наставления») — учебник латинского языка в 18-ти томах. В Средние века он являлся самым распространенным руководством по латинскому языку и послужил основанием для новейших работ по латинской филолологии.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.




Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная. Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

Эдуард Зиверс (нем. Eduard Sievers; 25 ноября 1850, Липпольдсберг — 30 марта 1932, Лейпциг) — немецкий филолог-германист.Окончил университет в Лейпциге (1870). Профессор в Йене (с 1871), Тюбинген (с 1883), Галле (с 1887) и Лейпциге (с 1892). Основные труды посвящены фонетике и грамматике, и истории немецкого языка, скандинавской и англо-саксонской грамматике, психологии речи, стилистике и текстологии. Занимался исследованием и изданием памятников германских языков памятников немецкой литературы. Редактор журнала «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur» (1891—1906, 1924—1931).

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное "вытекание" воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам . Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение ("одним ударением и одним выдохом"), и мы са-

ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.



3. 2. Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen; 16 июля 1860, Раннерс — 30 апреля 1943, Копенгаген) — датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893—1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен — автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В 1938 г. опубликовал автобиографию «Жизнь одного лингвиста»

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных - это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] - максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.



o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

1. глухие: а) взрывные
    б) щелевые
2. звонкие взрывные
звонкие щелевые
4. звонкие а) носовые
    б) боковые [ l ]
5. звонкие звуки [ r ]
6. звонкие гласные высокого подъема
7. звонкие гласные среднего подъема
8. звонкие гласные низкого подъема

На таком анализе основано простое определение Д. Джоунза: «Если два звука из одной группы (по степени сонорности) разделены одним или несколькими звуками меньшей сонорности, чем у каждого из первых двух звуков, то считается, что эти звуки относятся к разным слогам» (J оnе s D. An Outline of English Phonetics, § 99) [4].

Слог, в соответствии с этой теорией, - это более сонорный звук в окружения менее сонорных, иными словами, здесь сонорность сама по себе не является решающим

фактором, но только лишь относительная сонорность. Так, например, гласный [i], обладающий шестой степенью cонорности, может выступить как слогообразую­щий центр, допустим, в сочетании типа [pip]- по степеням 1,6.1 и как граница слога, допустим, в сочетании [aia] - 8.6.8.

Здесь вершина, обращенная вверх, означает слогообразу­ющий элемент, а обращенная вниз – границу слога.

До слогообразуюшего центра происходит нарастание сонорности, от центра – убывание сонорности. Например:

В целом эта теория подтверждается языковыми фак­тами. Так, в окружении менее сонорных звуков (глухих и звонких шумных) слогообразующим элементом могут вы­ступать сонорное согласные [m, n, l, r], что часто на­блюдается я йеменкой разговорной речи:

По теории cонорности эта слова двухсложны. Одна­ко эта теория, если она хочет быть последовательной и непротиворечивой, должна рассматривать и такие слова, как Herbst, Obst и др. как двухсложные, так как:

Поскольку очевидно, что взрывные [p,t, k] и щеле­вые [f, s, χ ] обладают не одинаковой степенью cонорности, что и отражено в градациях степени cонорности О.Есперсена под подградациями а) и б).

Противник этой теории Э.Мейер подвергает сомнению теорию cонорности на том основании, что в шепоте щеле­вые более сонорны (слышимы), чем гласные. Можно ли по­этому считать, что в шепотной речи слова делятся на слоги по-иному?

3.3. Баллистическая теория, или теория движения.

Если первая теория (экспирационная) рассматривает слог как некоторую фонетическую единицу, связанную с природой процесса выдоха в речи, а вторая связывает слог с акустической природой его комнонентов, то дан­ная теория исходит из физиологии артикуляционных дви­жений при образованна звуков речи и других звуковых единиц естественной речи

Эта теория была предложена Р.Стетсоном.

Баллистическая теория слога исходит из того положения, что все движения» регулярно выполняемые че­ловеком, через некоторое время переходят в разряд автоматизированных и выполняются уже без контроля со стороны соответствующего центра высшей нервной дея­тельности. Более того, будучи однажды автоматизирован­ными, эти движения уже не подчиняется сознательному управлений или, в лучшем случае, весьма трудно подда­ются корректирующему воздействию. Так, например, на­выки письма постепенно автоматизируются и через некоторое время не могут быть произвольно изменены Человек приобретает свой "почерк", который он не в состоянии больше изменить, если он даже затратит на это большие усилия. На этом основан метод идентификации личности но почерку,

В письме баллистически выполняется написание буквы, иногда нескольких букв, даже целых слов. В процессе говорения, по Стетсону, артикуляционное движение охватывает целый слог, т.е. набор мускульных движений; "запускается" в начале слога, затем это движение вы­полняется автоматически до известной точки, где завершение слога и начало следующего слога требуют остановки или нового "запуска" (по терминологии Р.Стетсона, back stocke и best stroke ). Эти фазы образуют начало и конец баллистического движения, и именно эти фазы совпадают с границами слогов.

Таким образом, слог - это такое фонетическое единство, объединяемое в единое целое одним баллистический движением, т.е. это физиологическое единство. Bопрос о том, имеется ли целостное акустическое офрмление, остается открытым.

Тем не менее, баллистическая теория слога представляется нам более убедительной источник слоговой структуры речи следует искать в физиологическом аспекте, звучание же как эффект, видимо, должно в какой-то мере выражать эту особенность речепроизводства.

Это три основных теории. В центре внимания пред­ставителей этих теорий оказываются три возможных пла­на рассмотрения звучания речи:

1) в первом случае поток выдыхаемого воздух, а как основа для речепроизводства,

2) во втором - акустическая сторона речи и

3) в третьем - средство речепроизводства, т.е. артикуляционные движения.

Имеется еще целый ряд теорий слога, представляющих собой разновидности этих теорий или комбинацию различ­ных аспектов этих теорий:

§ теория силлабации Ф,де Соссюра,

§ теория основного тона М.Граммона,

§ теория напряже­ния Э.Мейера и др.







Сейчас читают про: