Теория силлабации Ф.де Соссюра

Известный интерес представляет теория силлабации Ф.де Соссюра, данная им в книге «Курс общей лингвистики».

Силлабация = слогоделение

Основная идея этой теории заключается в том, что любой звук речи, кроме "а", выступает в потоке речи в двух ва­риантах или как "son ouvrant", т.е. эксплозивный, или как "sоn fermant ", т.е. имплозивный'.

Например, начальный [p] произносится размыканием смычки, конечный [р] – смыканием. Поэтому в речевом по­токе выступает или

[p<] (эксплозивный) или

[p>] (имплозивный).

т.е [p<а p>]

Гласные также в начале слова (и слога)эксплозивны, они начинаются с положения покоя раскрыванием, в конце слова (и слога) они заканчиваются замыканием (сужением) [ɛ<, ɛ>, о< и о>] и т.д.

Следовательно, звукотипы языка в репрезентации в речи выступают в двух основных раз­новидностях - начальные в слоге и конечные в слоге. Сред­ние элементы слога могут быть как эксплозивными, так и имплозивными. Например: слово ardra (пример Соcсюра) может иметь такие варианты репрезентации:

[a< r> d< r< a>] и

[a< r< d> r< a<], в зависимости от этого слово может иметъ слоговую структуру

ar-dra и ard-ra.

Из этого следует, что граница слога лежит там, где за имплозивным следует эксплозивный звук:

> ¦ <

Теория силлабации Соссюрара, также опирающаяся на артикуляционный аспект речепроизводства, безусловно, имеет в себе много положительного и точно раскрывает механизм производства речевых элементов,

3.5. Теория основного тона ( Морис Граммон и Л.В. Щерба)

считают решающим фактором для образования слога кривую напряжения мускулов гортани (Kehlkopfkurve), поскольку напряжение связано с высотой основного тона голоса, то эту теорию можно считать.

Различают звуки о возрастающим напряжением (tension croissante) и с убывающим напряжением (tension decroissante). Граница слога там, где за убывающим напряжением (\) следует возрастающее напряжение (/):

\/

Слоги могут иметь вид

или

Эта теория вызывает большие возражения, хотя бы потому, что напряжение мускулов гортани имеет функциональную значимость в интонировании фразы, поэтому трудно выделить, где это движение значимо чисто фонетически, где интонационно. Кроме того, у нас нет еще совершенной аппаратуры для непосредственного измерения напряжения мускулов гортани. Граммон строит свою теорию на основе кинограмм слов, т.е. через косвенные показатели - через акустическую природу звуков.

Целый ряд фонетистов, например, Скрипчур, вообще отрицают слог как фонетическую категорию.

Подводя итог этому беглому обсуждение теорий фонетического слога, следует сказать, что, действительно» весьма сомнительным представляется само объективное нов существование фонетического слога, Мы практически всегда точно определяем, из какого количества слогов состоит слово, можем делить слово на слоги (особенно хорошо это разработано в немецком языке), однако не можем ответить на вопрос: что же это такое -слог?

3.6. Взгляд Р.Р.Каспранского

Многолетняя практика работе о анализирующими аппаратами убедила нас в том, что мы пока на в состоянии найти объективные характеристики слога как фонетического едииства. Поэтому остается актуальным вопрос - не навязываем ли мы естественной речи то, чего в ней нет, Ведь а письме не существует объективно единица, соответствующая слогу, В письме есть буквы, слова, обособленные группы слов, предложения. Если бы слог был объективным языковым явлением; то по принципу изоморфизма он должен был иметь место и в письменной речи. Орфографический слог - это только вспомогательное средство при наборе и написании; имели бы мы бесконечную ленту для печатания и письма, то не было бы необходимости переносить на следующую строку, а необходимость выделения орфографического слога не возникла бы вовсе. К тому же, одни языки выделяют орфографический слог и придерживаются строгих правил переноса (как, например, немецкий язык), другие языки допускают весьма свободный перенос и не придерживаются членения письменной речи на какие-то единицы, называемые орфографическим слогом (например, русский язык).

Одно несомненно: слог - это единица измерения ритмики. Ритм создается соответствием количества слогов, ударных и безударных, и их чередованием. Однако это определение можно сформулировать и по-другому: ритм создается количеством гласных, ударных и безударных, и их чередованием. Для ритма поэзии безразлично, выступает гласный один или в комплексе с согласными. Это в любом случае одна единица ритмики

Таким образом, проблема слога в фонетике и в лингвистике одна из самих спорных. Ее нужно попытаться решить объективными методами исследования. В отдельных случаях, видимо, необходимо просто дать некоторое рабочее определение понятия слога и придерживаться его в данном конкретном исследовании,,

В языковом фонологическом аспекте слогом можно считать модели сочетаемости фонем языка, придерживаясь правила: один гласный и один или несколько согласных в слоге, допустимых в пределах этого языка. Мы уже говорили об этом на прошлой лекции, когда рассматривали допустимые начальные сочетания согласных с гласным в слогах типа CCV - (Consonant + Consonant + Vocal -). Таким способом можно описать все возможные сочетания фонем языка в пределах фонологического слога (модели слога или блока сочетаемости). Такого характера описания уже произведены для английского языка, венского диалекта немецкого языка и др.

Мы не можем в кратком контексте лекций рассмотреть все модели сочетаемости, приведем только как бы формулы сочетаемости фонем индоевропейских языков, вместе с тем и немецкого языка.

Теоретически возможны следующие модели фонологи­еского слога:

v – CV – CCV – СССV – –V –VC –VСС –VCCC –VCCCC

Это только начальные и конечные модели, из которых могут быть образованы самые разные комбинированиые сочетания в пределах одного олова (знак - после или перед V означает, что это не конец/ не начало)

Cм. подробное описание немецкого фонологического слога в Kleine Enzyklopдdie. Die deutsche Sprache, S. 811)

В нeмецком языке существуют строгие правила орфографического слогоделения, которые в известной степени отражают структуру фонетического слога (т.н. открытый слог, закрытый слог, условно закрытый слог) и носят предписывающий характер. Без твердого усвоения знания этих правил невозможно грамотно писать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: