Автором теории христианской космической эволюции является французский ученый О. Тейяр де Шарден (1881-1955 г.г.).
В своих работах «Феномен человека», «Люди как зоологическая группа» он попытался дать свое видение мирового развития, которое опиралось на достижения естественных наук и христианское понимание развития мира.
6.По его мнению, космическая эволюция прошла ряд этапов:
1. Комплектация (группирование подобных по своим физическим и химическим свойствам веществ.
2. Витализация – появление живых организмов.
3. Психизм – появление психики у животных.
4. Церебрализация – появление антропоидов (человекообразных обезъян).
5. Гоминизация – появление человека.
6. Социализация – появление общества.
7. Ноосфера – гармония общества и природы, когда духовное доминирует над материальным.
8. Точка «Омега» - когда происходит слияние человека с Богом, триумф добра над злом.
Вывод: из точки «Омега» начался мир, к точке «Омега» и придет он. «Омега» - это Бог – это другое качество, это иной мир. После чего развитие продолжится, но на более высоком уровне.
|
|
7.Философия человека. Изучению человека большое внимание уделили философы: Сократ, Протагор, Аврелий Августин, Спиноза, Декарт, Ницше, Шопенгауэр.
Философия человека подразделяется на 3 направления:
- философскую антропологию, - экзистенциализм, - гуманистический психоанализ (неофрейдизм).
8. Наиболее известным представителем философской антропологии является немецкий философ Макс Шелер (1874 – 1928 г.г.)
По его мнению, она возникла как реакция на противопоставление природы и культуры. Культура – продолжение природы. Если культура отрывалась от природы, то для нее это заканчивалось трагически, она приходила в упадок.
Человек выступает в двух ипостасях – как природный человек и как человек – искатель бога.
Природный человек – высокоразвитое животное. Человек искатель Бога отличается от природного не только интеллектом, но и умением изготовлять орудия труда, языком (как средство общения) и является переходным звеном от природы к Богу.
Но вырваться за пределы природы, космоса человек никогда не сможет. Потому что природное формировалось в человеке на протяжении миллиона лет, поэтому он не может вырваться за пределы природы.
9. Экзистенциализм – как философское направление возник после 1-й мировой войны. Его теоретической основой являются философские произведения Кьеркегора Серена (1813 – 1855 г.г.), идеи Н.Бердяева, Ф.Достоевского, нем. Философа Гуссерля и др.
В работе «Или-Или» Кьеркегор пишет, что жизнь предлагает человеку множество форм существования. Она ставит перед ним дилемму: Или ты пойдешь по дороге, которую подсказывает внутренний голос, или по той, которую тебе навязывает общество.
|
|
Каждый человек проходит в жизни 3 стадии:
1) Эстетическую – он живет мечтами о будущем;
2) Этическую, когда он ищет не возможное, а настоящее, потому что кто убегает в будущее тот трус кто в прошлое – тот гедонист (любит наслаждения), кто живет сегодняшним днем – настоящий человек.
3) Религиозную, когда каждый стоит перед выбором: отдать перевес вечному или конечному,
божественному, вечному или человеческому.
К экзистенциалистам относятся: Сартр, Ясперс, Камю, Хайдеггер. Основные проблемы современного экзистенциализма: - учение об экстремальной ситуации;
- взаимоотношения коллектив – личность; - содержание жизни человека; - свобода человека.
10. Гуманистический психоанализ – философское направление, которое возникло на основе учения австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 г.г.).
Как врач он сделал вывод, что значительное количество заболеваний вызвано сознательным сдерживанием, вытеснением инстинктов, особенно сильнейшего из них – полового. Когда сознательное выступает цензором относительно действий несознательного.
Постоянная борьба между сознательным, и несознательным является причиною нервных стрессов,
болезней. Чтобы избежать этого, надо внимательно изучить все причины в их взаимосвязи и лишь тогда применять соответствующие меры для лечения неврозов.
11.Опираясь на учение Фрейда, Е. Фромм социализировал это учение, написав 10 – томную работу «Гуманистический психоанализ». Основные положения этого учения следующие:
- человек отчужден от общества и даже сам от себя;
- человек человеком не рождается, он становится им в процессе социализации;
- наша свобода является несвободой (мы обречены на движение вперед, назад возврата нет);
- человек может быть относительно свободным в том случае, когда он реализует 3 вида свободы:
экономическую, интеллектуальную, моральную.
- экономическая свобода – свободно заниматься любым видом хозяйственной деятельности;
- интеллектуальная свобода – право принимать решения относительно своих знаний, воспитания;
- моральная свобода – право на изменение и сохранение своих взглядов, кумиров, наклонностей.