Помимо главных действующих лиц и участников канала, существует также много менее заметных участников, которые играют вспомогательные, но тоже важные роли. Они называются помощниками, или посредниками канала. Благодаря посредникам вся система функционирует лучше. Они быстро появляются и действуют там, где возникают проблемы нестыковки или взаимодействия между главными сторонами канала. Например, важным посредником в проведении международных операций может быть переводчик. Посредники действуют также там, где нужна планомерная организованная работа, например обработка заказов или поиск (когда потребители ищут товар или производители ищут потребителей). Посредники заполняют существующие ниши; они действуют сосредоточенно и целенаправленно и служат как бы "буферами" между различными участниками канала. Как правило, они не имеют статуса владельцев продуктов или товаров, проходящих через канал.
Посредники используются только тогда, когда они нужны, и большинство участников канала знают, когда к ним обращаться. Например, у оптовика есть свой склад, но в случае необходимости он также арендует помещение на складе общего пользования. В таком случае склад общего пользования является посредником.
|
|
Посредничество - это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции (оказанием услуги, выполнением работ) и доведением ее до потребителя. В процессе осуществления коммерческойкой деятельности многие предприятия пользуются услугами посредников при заключении сделок и проведении различных операций путем заключения посреднических договоров.
Юридические лица, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, представляющие интересы производителя или потребителя, а также действующие от их имени, называются посредниками.
Особенность посреднической деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она направлена на удовлетворение потребностей клиентов, а с другой стороны - на оказание услуг предпринимателям, стремящимся расширить свой рынок сбыта за счет привлечения новых потребителей предлагаемых ими товаров или услуг. Поэтому предприниматель-посредник решает следующие задачи с целью продажи своих услуг:
· определяет потребности отдельных сегментов рынка и находит способы их удовлетворения;
· выявляет сферы бизнеса, использующие многоуровневые каналы распределения и нуждающиеся в посредниках различного вида.
Можно сказать, что предприниматель в любой сфере деятельности использует посредника как субъекта предпринимательской деятельности, от взаимоотношений с которым зависит эффективность его работы (рисунок 5).
|
|
Рис. 5 Результаты работы посредника
Виды посредников:
· Финансовый посредник: Посредниками такого рода являются инвестиционные банки, пенсионные фонды и страховые компании. Кредитная система выступает посредником между потенциальными и реальными инвесторами, берет на себя инвестиционные риски и обеспечивает рациональное распределение капитала и, как следствие, экономический рост. Одна из основных функций финансового посредника - стимулирование предпринимательской деятельности и платежеспособного спроса.
Посредником может быть банк или финансовая компания, которые могут принять товары во временное или частичное владение в ходе выполняемой операции. Очень часто это является условием продления кредита. Банки регулярно финансируют все стороны, участвующие в работе канала, что делает возможным производство продукта, его выход на рынок, а затем и продажу. Приобретая дорогостоящие объекты, такие как дома или корабли, покупатель почти всегда занимает деньги. В этом случае те, кто одалживают средства, также являются посредниками, так как они сводят вместе покупателей, продавцов и источники кредита.
В некоторых ситуациях договор нужно застраховать; тогда посредниками выступают страховые компании. Страховой посредник работает с предпринимателем, который решил не принимать на себя значительное количество различных рисков, а передать их страховщику, т.е. страховой компании, и при наступлении непредвиденного события возместить ущерб не только за свой счет. При этом предприниматель определяет, какие именно риски выгодно передать страховщику, а какие можно просто минимизировать, т.е. уменьшить вероятность наступления негативного случайного события. Страховыми посредниками являются брокеры и агенты: страховые брокеры от своего имени и по поручению своих клиентов, которые называются принципалами (после заключения договора страхования принципал становится страхователем) покупают у страховщиков страховые услуги, а страховые агенты от имени и по поручению страховой компании продают эти услуги. Таким образом, страховые брокеры защищают интересы тех, кто страхуется (страхователей), а страховые агенты — интересы тех, кто страхует (страховых компаний).
Иногда для проверки некоторой информации приглашают бухгалтеров или аудиторов, которые тоже выступают в роли посредников.
Информационный посредник. Понятие информационного посредника определено в проекте Федерального закона «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)», согласно которому это лицо, оказывающее отправителю и (или) получателю услуги по отправке, приему, хранению электронных данных. В ст. 14 названного проекта закона определено, что услуги информационных посредников заключаются в передаче электронных данных, а также предоставлении доступа к сетям лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и приобретателям товаров и услуг.
Информационный посредник не несет ответственность за содержание электронных данных, если он:
• не является отправителем электронных данных;
• самостоятельно не определял получателя электронных данных;
• не составлял содержание электронных данных.
Информационный посредник не несет ответственности за хранение электронных данных при автоматическом и кратковременном хранении данных с целью их эффективной передачи, осуществляемом по поручению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и приобретателей товаров и услуг.
|
|
Информационный посредник не обязан контролировать и проверять законность передаваемых и хранимых электронных документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
· Посредники в канале продвижения - это те, кто помогают проведению рекламных кампаний и другой деятельности в этой области. Речь идет о фирмах, которые проектируют, создают и транспортируют выставочные образцы для показа на ярмарках и выставках-продажах. Рекламные агентства занимаются подготовкой и размещением рекламных материалов в средствах массовой информации.
· Торговый (коммерческий) посредник. Торговая (коммерческая) посредническая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства, а также оказание услуг по продвижению товара от своего имени и за свой счет или от имени и за счет клиента.
Коммерческо-посредническая деятельность может подразумевать исключительно заключение договоров купли-продажи, розничной купли-продажи, поставки, контрактации и мены в установленном законодательством порядке.
В случае продажи товара его производителем организациям и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, для собственного производства и (или) потребления последними покупатели не осуществляют торговую посредническую деятельность, поскольку последняя представляет собой предпринимательскую деятельность, имеющую своей непосредственной и основной целью получение прибыли. Если субъект приобретает товар для собственного производства, цель получения прибыли им не преследуется.
Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товар для переработки на давальческих условиях, также не осуществляют коммерческую посредническую деятельность. Как известно, существует два основных способа юридического оформления отношений по переработке на давальческих условиях: 1) заключение договора на переработку; 2) заключение договора купли-продажи товара с предприятием, которое в дальнейшем использует товар как давальческое сырье.
|
|
В первом случае договор на переработку товара на давальческих условиях является гражданско-правовым договором подряда; поскольку такой договор не предусматривает перехода права собственности на товар к переработчику, последний обязан передать результат произведенной переработки (готовый продукт) заказчику с условием возмещения последним затрат на переработку и выплаты вознаграждения за работу.
При приобретении товара по договору купли-продажи и использовании его для переработки организация, приобретающая товар, использует его для собственного производства.