Лекция № 5. Физиология синапсов. Классификация уроков

ЛИТЕРАТУРА

Классификация уроков

Урок как основная форма организации учебной работы по русскому языку

Учебный процесс на уроке имеет ряд характерных черт:

· образовательно-коммуникативная, воспитательная направленность урока;

· учет возрастных психологических закономерностей усвоения языковых знаний;

· выделение уровней восприятия, усвоения и воспроизведения знаний по каждому учебному разделу (от фонетики до развития речи);

· постоянное последовательное повторение как средство подготовки учащихся к восприятию новых знаний;

· комплексное (последовательное и ступенчатое) формирование различных по характеру языковых и речевых умений и навыков;

· дифференциация практических упражнений для классной, домашней, коллективной, самостоятельной и творческой работы;

· единство обучающей и контролирующей функций.

Все эти требования являются исходными при разработке учителем методики урока.

Уроки классифицируются по разным признакам.

а) в зависимости от содержания учебного материала:

- уроки по грамматике;

- уроки по фонетике;

- уроки по словообразованию;

- по орфографии;

- по пунктуации;

- по развитию речи.

б) по признаку цели обучения на том или ином этапе методисты выделяют 3 основных типа уроков. А.В.Текучев выделяет следующие:

1) сообщение учащимся новых знаний по какому-либо разделу;

2) закрепление;

3) проверка (контроль) знаний и навыков.

Другие методисты (Г.А.Баринова, В.И.Лебедев) акцентируют внимание на необходимости многократного постоянного повторения в ходе обучения и выделяют как отдельный тип уроки обобщающего повторения. В их классификации 4 типа уроков:

а) урок первичного усвоения нового материала;

б) урок закрепления знаний, умений и навыков;

в) урок обобщающего повторения;

г) урок контроля (проверки).

Методист А.И.Власенков при классификации уроков, исходя изосновных задач обучения русскому языку в школе, выделяет:

а) уроки получения учащимися новых теоретических сведений, задача
которых дать учащимся новые понятия, правила и т.д.;

б) уроки, назначение которых сформировать те или иные грамматико-орфографические умения и навыки;

в) уроки, преследующие цели развития речи.

В школьной практике используются разнообразные типы уроков, нередко элементы разных типов уроков взаимопроникают.

Типология уроков, сложившаяся в практике школьного обучения, может быть представлена следующим образом:

ü урок повторения предшествующего учебного материала (в начале учебного года);

ü урок новых знаний;

ü урок закрепления знаний, умений и навыков;

ü урок повторительно-обобщающий (урок обобщения изученного, систематизации знаний, совершенствования умений и навыков);

ü комбинированный (объединенный) урок;

ü урок проверки знаний, умений и навыков;

ü урок развития связной речи;

ü урок анализа письменных работ (контрольных диктантов, изложений, сочинений);

ü урок итогового повторения (после изучения учебного раздела, в конце учебного года).

5. Структура уроков разных типов

Урок относится к основным дидактическим категориям, так же как и такие категории как современный урок, цель урока, проблемный урок, тип и структура урока. Дидактическая теория является основой профессионально грамотной работы учителя.

Урок является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса; на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения. Это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие. Исходной идеей современных научных представлений об уроке является представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Грани между образовательными, воспитательными и развивающимися целями и задачами весьма относительны. В процессе обучения в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Образовательная (дидактическая, познавательная) цель урока ставится к каждому уроку и предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории и т.д. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета практические умения и навыки. Общеучебные умения и навыки имеют отношение ко всем предметам (навыки работы с книгой, справочниками, умение читать и писать в быстром темпе и т.п.).

Ставя образовательную цель урока, учитель должен помнить, что она состоит из 3-х элементов (познавательной, развивающей и практической или формирующей), каждая из которых должна быть сформулирована предельно конкретно и четко, т.е. конкретным должен быть познавательный компонент. (Н-р: углубить знания учащихся о категории рода существительных, познакомив их со словами общего рода и особенностями их сочетаемости); развивающий (Н-р, выяснить содержание понятия «род, определяемый по контексту» в отличие от рода, определяемого по системе окончаний), практический или формирующий (формировать умение грамотного употребления в речи существительных общего рода, нахождение таких существительных в текстах).

Что касается развивающей цели, то неправильной будет формулировка типа «развитие мышления учащихся», т.к. умение мыслить складывается из умения анализировать, сопоставлять, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, докладывать и опровергать, объяснять понятия, ставить и решать проблемы).

Воспитательная цель урока связана, как мы уже говорили, со становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений. Решение воспитательных целей и задач урока при правильной организации тотчас же оказывает положительное влияние на ход обучения, т.к. воспитание дисциплины, организованности, общественной активности и других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Воспитательный аспект предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности, личностных отношений на уроке. (Н-р, учить детей нравственным основам жизни: в любой жизненной ситуации нужно оставаться человеком. Или: воспитывать чувство коллективизма – если урок предусматривает взаимопомощь при решении образовательных задач. И наконец, нужно помнить, что развивающая и воспитательная цели планируется на тот период времени, в течение которого они реально могут быть достигнуты.

Мы уже начали разговор о типологии уроков на прошлой лекции. И говорили, что выбор типа урока определяется дидактической целевой установкой. Кроме названных нами ранее классификаций (Текучева А.В., Бариновой Е.А., Власенкова А.И.) существует ряд других, в частности, типология уроков Онишука В.А. (Онищук В.А. – Урок в современной школе. - М., 1981). Особенностью этой типологии является то, что кроме урока усвоения новых знаний, урока усвоения навыков и умений, урока обобщения и систематизации знаний, урока проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков; урока комбинированного, в нее включен урок комплексного применения знаний.

По-своему интересны типология уроков Н.П.Гузика (Гузик Н.П. Учить учиться. – М., 1981), в которую включены:

1) уроки общего разбора темы и методики ее изучения;

2) комбинированные семинарские занятия (где осуществляется индивидуальная работа над учебным материалом);

3) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);

4) уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);

5) уроки-практикумы.

И наконец, еще одна классификация (типология) уроков. Ее авторы –И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин (Дидактика средней школы/ Под редакцией М.Н.Скаткина. – М., 1982), исходя из структуры урока, отражающего логику процесса обучения, выделяют следующие типы:

- урок предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала;

- урок применения знаний и формирования навыков и умений;

- проблемный урок с творческим применением знаний и умений;

- урок обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;

- урок, сочетающий разные элементы. Тип урока определяет его структуру.

Под структурой урока понимается устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяется примерный порядок и способы действия учителя и учащихся.

Структура урока может варьироваться в зависимости от системы дидактических задач внутри каждого типа урока.

Рассмотрим тип и примерную структуру уроков в зависимости от основной тематической цели.

1. Уроки усвоения новых знаний, структура:

1.Повторение опорных знаний.

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

3. Усвоение новых знаний.

4. Упражнения на понимание.

5. Самостоятельная работа.

6. Обобщение и систематизация знаний.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Тема урока любого типа записывается на доске. Цель урока доводится до сведения учащихся, трансформируясь в соответствии с их возрастом. Под самоопределением понимают спланированные действия педагога по включению учащихся в осознанную деятельность. Результат самоопределения – определение учеником себя в деятельности. Самоопределение усиливает целевую установку урока.

На уроке учитель работает с акцентом на положительное в ребенке, на ситуацию успеха учащегося.

Для успешного проведения урока усвоения новых знаний рекомендуется:

Ø предельно конкретно определить цели урока (предполагаемый результат);

Ø тщательно отобрать материал для повторения, опорных знаний, способствующий усвоению новых знаний;

Ø не затягивать этап повторения опорных знаний;

Ø усилить целевую установку урока самоопределением;

Ø проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» знаний там, где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя;

Ø закрепить полученные знания материалом учебника;

Ø показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся;

Ø не забывать о формировании обобщенных умений;

Ø выставлять оценки учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они учатся, не смешивая с понятием дисциплины на уроке;

Ø создавать ситуацию успеха;

Ø при целесообразности проведения самостоятельной работы не приравнивать ее к контрольной работе, а рассматривать лишь как информацию об усвоении нового материала учащимися;

Ø прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты;

Ø обобщить и систематизировать знания;

Ø подвести итоги урока; закончить урок со звонком.

2. Урок формирования умений и навыков, структура:

1. Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения.

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

3. Изучение нового материала. Вводные упражнения.

4. Применение приобретенных знаний.

5. Пробные упражнения,

6. Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.

7. Творческие упражнения.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

Ø четкое определение целевых установок урока;

Ø обращение особого внимания на тщательный подбор упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образцу);

Ø соединение теоретических знаний с практическими действиями {повторение теоретическою материала, умение объяснить каждый шаг действия при выполнении практических заданий);

Ø усвоение новых знаний;

Ø осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

Ø целесообразное введение творческих упражнений и заданий (для всего класса, для отдельных учеников как элемент домашнего задания)

3. Урок применения знаний, умений, навыков, структура:

1. Повторение опорных знаний.

2. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

3. Усвоение новых знании.

4. Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях,

5. Формирование обобщенных умений.

6. Формирование творческого применения знаний, навыков, умении в постоянно изменяющихся условиях.

7. Итоги урока.

8. Домашнее здание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

- четкое определение целевых установок урока;

- допустимость нестандартного творческого характера урока;

- практическая работа на основе теоретических знаний;

- внесение элемента усвоения новых знании;

- разнохарактерность упражнений и заданий – от формирования элементарных навыков, умений и применения их в стандартных условиях до формирования творческого применения знаний, умений, навыков в постоянно изменяющихся условиях;

- обращение внимания на формирование обобщенных умений;

- дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок.

4. Урок обобщения и систематизации знаний, структура:

1. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

2. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

3. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

Ø четкое определение целевых установок урока;

Ø нестандартный творческий характер урока;

Ø целесообразное использование наглядности (таблицы, картины, плакаты), технических средств обучения;

Ø подбор заданий и упражнений – от обобщения отдельных фактов, событий, явлений до систематизации основных теоретических положений и ведущих идей науки;

Ø дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений навыков:

1. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

2. Показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях.

3. Проверка знаний фактического материала. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос.

4. Проверка знаний основных понятий, законов и умения объяснить их сущность. Письменная работа.

5. Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения. Самостоятельное составление обобщенных таблиц. Письменный опрос.

6. Применение учащимися знаний. Практические задания.

7. Выполнение комплексных творческих работ.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

- четкое определение целевых установок урока;

- проверку усвоения теоретических знаний, формирования умений, выработку навыков проводить через охватывающий весь материал подбор заданий с нарастающей степенью сложности;

- сочетание устных и письменных форм работ;

- уплотненный опрос, накопление отметок.

Письменные контрольные задания проверяются к следующему уроку, на котором выполненные работы анализируются. Такой анализ начинается с достигнутых классом или отдельными учениками успехов и заканчивается разбором типичных ошибок. Типичные ошибки разбираются со всем классом, а индивидуальные – конкретно с каждым учеником. Бестактность преподавателя недопустима.

6. Комбинированный урок. Структура:

1. Проверка домашнего задания.

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

3. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

4. Восприятие и осмысливание знаний.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Следует помнить, что на комбинированном уроке решаются две или несколько равноценных дидактических задач.

В комбинированном уроке должны быть представлены все звенья процесса усвоения:

Ø мотивация обучения;

Ø подготовка к восприятию нового материала;

Ø осмысление и формирование понятий;

Ø закрепление и совершенствование знаний;

Ø применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой деятельности;

Ø анализ достижений и коррекция деятельности.

7. Проблемный урок

1. Подготовка учащихся к работе.

2. Проверка домашнего задания и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.

3. Создание проблемной ситуации и формулирование учащимися главной проблемы или вопроса, связанного с ней.

4. Определение плана работы и в процессе его реализации формулирование вариантов решения.

5. Проверка вариантов решения эмпирическим путем или теоретически.

6. Систематизация и закрепление нового материала.

7. Применение полученных знаний в новой ситуации (на практике или в теории) на уроке или в ходе выполнения домашнего задания. Представим наглядно суть проблемного урока.

Проблемная ситуация – это явно или смутно осознанное личностью затруднение, пути преодоления которого ей неизвестны.

Проблема в обучении – проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него знаний, фактов, опыта. Логической формой выражения проблемы является проблемный вопрос. Проблемный вопрос предполагает различные точки зрения, альтернативное решение.

Строение урока может подвергаться модификации. Например, решение на уроке более одной проблемы.

Важнейший результат урока – создание такой атмосферы, чтобы каждый ученик поверил в свои возможности и в ходе индивидуального или группового решения проблемы с желанием принимался за творческую работу.

В настоящее время ведутся оживленные поиски в области преобразования урока, что приводит к изменению форм организации обучения. Назначение новых форм организации обучения (уроков-семинаров, уроков-зачетов, практикумов, консультаций, уроков-дискуссий, общественных смотров знаний и т. д.) – развитие творческой самостоятельности учеников, формирование волевой сферы ребенка, его способности учиться,

8. Нестандартные уроки.

К нестандартным урокам относятся:

- уроки соревнования и игры (эстафета, дуэль, ролевая и деловая игры, КВН, турнир, конкурс);

- уроки, основанные на известных в общественной практике методах работы («мозговая атака», интервью, репортаж и т.п.);

- уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, панорама, телепередача, «живая газета» и т.д.);

- уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз и

т.п.);

-уроки, основанные на имитации деятельности учреждений (суд, следствие, патентное бюро, ученый совет, и др.);

- интегрированные уроки;

-уроки, использующие формы внеклассной работы (КВН, «поле чудес», «посиделки», «счастливый случай», «умники и умницы» и др.);

- уроки взаимного обучения;

- урок-зачет и другие.

Итак: современный урок – это урок активной познавательной деятельности учащегося, организованный специально подобранными учителем методами и приемами обучения на основе научной организации труда с применением современных средств обучения.

1. Мурина Л.А. Методика преподавания русского языка в школах Белоруссии: Учебное пособие – Мн.: Университетское, 1990.

2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов. Высш. пед. уч. Заведений. Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

3. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.

4. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. – М., 1997.

Для самостоятельного изучения: История методики русского языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: