Лекция 13. Формирование современного лидера управления

Лидер управления - это особый тип социального лидера, ему свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Лидеры этого типа играют ключевую роль в эффективном управлении. Они направляют людей на достижение целей управления с наименьшими издержками и побуждают их действовать эффективно и целесообразно. Лидерами социального управления являются люди, которые по своим профессиональным и личностным качествам выделяются в социальной организации среди многих и умеют использовать свои профессиональные и личные качества для грамотного выдвижения целей управления, их обоснования и своевременного инновирования, создания сильной дееспособной организации. Они также способны выбирать оптимальные методы решения поставленных задач, осуществлять эффективный контроль на свех этапах управления за деятельностью своих подчиненных. Отличают следующие профессио- нальные качества:

1.Глубокое знание основ научного управления, его важнейших законов, принципов, умение применять их на практике как в
процессе принятия управленческих решений, так и в ходе их реализации.

Разносторонние знания в области смежных с теорией управления наук - экономики, политологии, социологии, социальной
психологии, психологии, культурологии. Они вооружают лидера - управленца общими принципами поведения как в обществе в
целом, так и в организации; в области создания «сильной организации», укрепления неформального авторитета.

Высокая общая культура, которая является базисной в определении стиля поведения человека в обществе и в
организации, его возможностей воздействия (внушения, заражения, убеждения и т.п.) на окружающих, объединения их вокруг
поставленных целей, интегрирования разных творческих потенциалов, в том числе одаренностей и талантов, вокруг одного дела.

4.Постоянное стремление к получению новых знаний, «обучаемость» не только в профессии, но и в широкой области общечеловеческих знаний, которые формируют целостный взгляд на мир, следовательно, позволяют осваивать в управлении принципы системного подхода, опережающего мышления, что помогает разрабатывать и осуществлять стратегические проекты и программы

5.Наличие гуманитарных технологических знаний, которые позволяют использовать современные технические средства обработки и анализа информации в органической связи с решением таких задач, как социальное проектирование, создание проектов и программ, где объединяются современные информационные, социальные, правовые и другие технологии, что во многом обеспечивает состояние высокой управленческой культуры. Использование, получение и применение профессиональных управленческих знаний невозможно без определенных личностных качеств руководителя, его социально-психологических особенностей. Лидерство предполагает наличие и постоянное развитие в личности интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, что является необходимой предпосылкой для стратегического мышления, инновирования целей, выдвижения новых идей, необходимых для развития организации. Личность лидера-управленца должна быть способна определить (интеллектуально, творчески) то, что до него было скрыто, невысказано, продумывать меры и концентрировать внимание на новых решениях, бросать вызов отжившему, косному1. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко, творческая личность готова к работе в условиях неопределенности, к принятию неординарных решений, к своевременной коррекции своих действий. Управленец с низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи и не способен мотивировать других использовать новые подходы1. Личность управленца по генетической природе обладает организационными способностями и склонностями убеждать других в правильности поставленных задач и принципиальных методов их решения. Причем, убеждая других, лидер способен концентрировать энергию многих, открыт общению с другими и готов принять все самое ценное, что вносит его окружение в процессе обсуждения. Интуиция и склонность к общению не исключают волевые качества, которые при отстаивании принципиальных позиций и осмысленных убеждений имеют решающее значение.

Руководитель умеет использовать власть, оказывая влияние на людей силой своего личного авторитета, силой личности, большой одаренности, работоспособности, интеллекта, интуиции, мудрости2, а не только формальной власти. Он должен всегда помнить, что высшая и надежная власть - это власть красоты и обаяния личности, что дает образец для подражания и мотивирует другую личность к добровольному принятию тех норм и ценностей, которые тот исповедует. В этой связи сама власть принимает разные формы: утилитарную, авторитарно-нормативную, объединительную.

Утилитарная власть - это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что если он выполнит «то- то», то получит "это". Авторитарно-нормативная власть - законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг - строго их выполнять. Объединительная власть - власть группы, организации. Нормы устанавливаются группами, и поэтому поведение каждого должно вписываются в нормы и культуру организации.

В целом каждая личность управленца в процессе обучения и социализации должна выбрать свою неформальную роль в управлении и организации, сформировать свой стиль управления, свою управленческую и организационную культуру на основе освоенных социальных норм и ценностей не только интеллектуальных, но и нравственных. Только в этом случае мы получим эффективный тип управленца, характеризуемого единством личных и профессиональных качеств.

Исследования показывают, что успех в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми. Ожидается, имеется, что лидеры должны рассматривать технические, социальные, политические и культурные аспекты деятельности организации как части единой системы. Они должны уметь так соединить эти части, чтобы картина получила смысл. Конечно, в этом деле не может быть какого-то одного подхода, а, скорее, нужно многообразие подходов. Тем не менее лидер должен стремиться обладать такими способностями, как умение вовлечь в решение вопросов своих подчиненных, обеспечить внимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды людей.

Упомянутые выше факторы вызывают необходимость разработки новых форм управления людскими ресурсами и подготовки резерва, которые правильнее охарактеризовать как большее вовлечение персонала в процесс управления - от стратегического планирования до повседневной деятельности. Подход может дать плоды только в организациях с сильной культурой.

Только они, как правило, мотивируют саморазвитие личности управленца, создавая для этого атмосферу доверия, поддержки, «открытой карьеры» и т.п. Характерно, что передовая организационная и корпоративная культура оказывает влияние на «нерадивых». Так, под влиянием японской практики американские управленцы переходят от индивидуалистических подходов к корпоративным, групповым и бригадным в решении возникающих проблем.

Сильные, "мужские" свойства, включающие такие черты характера, как агрессивность, равнодушие к чувствам других, постепенно меняются в сторону увлеченности работой и повышения внимания к другим Подчеркнем: утверждение современных ценностей среды - важнейший фактор самоменеджмента. Именно культивируемые ценности в обществе, в организации мотивируют личность к самосовершенствованию. Поэтому в центре социального управления находится индивидуальный управленец, его личность, его судьба. Это новые аспекты знаний в управленческой и организационной культуре, которые сегодня активно развиваются. По этому вопросу уже существует обширная литература.

Первое, что следует подчеркнуть в этой связи, - возрастание роли наукоемких технологий саморазвития личности управленца, которые помогают человеку оптимизировать процесс самопознания и самосовер- шенствования.

Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и в-третьих, посредством позиции которую мы занимаем по отношению к судьбе. Соответственно этому выделяются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества.

Остановимся на них. Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в произведениях Н.Бердяева2. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий

человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций, монографий, проведены научные исследования.

В науке начался серьезный разговор, стали проводиться исследования в области духовного потенциала человека, цель которых - разбудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла человеческого существования. Предлагаются психологические технологии самооценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути к самосовершенствованию.

Модель управленца, социального лидера в особенности, пока только складывается, хотя отдельные фрагменты ее уже известны, но поиск в этом отношении продолжается. В свое время Институт Геллапа провел опрос 782 руководителей высшего ранга крупнейших корпораций США и выявил сильные и слабые личностные стороны управленца. Исследования показали, что сильные руководители обладают:

а)честностью и прямотой;

б) способностью ладить с другими людьми;

в) трудолюбием;

г) интеллектом;

д.) знанием экономической деятельности;

е) способностью быть лидером,

ж) высоким уровнем образования; слабые руководители проявляют:

а) ограниченность взглядов,

б) неспособность понимать других людей;

в) неспособность работать с другими людьми;

г) нерешительность;

д.) отсутствие инициативы;

е) неспособность брать на себя ответственность.

В другом опросе исследователи выделили 10 черт, недопустимых для руководителей. Ненадежность, вероломство, по-видимому, наиболее общая черта плохих руководителей, к которой близко примыкает такая черта, как "подражание Аттиле"1. Такого руководителя легко распознать, но трудно остановить. Также трудно ужиться с руководителем, который доводит требовательность до садизма. За этими отталкивающими чертами стоят эгоизм, плутовство, некомпетентность, халатность и пр. С другой стороны, было выявлено 5 общих черт суперлидера:

1)проницательность- способность создавать
привлекательную картину желаемого состояния дел, которая воодушевляет людей на действие;

2)коммуникативность - способность четко представлять свое видение ситуации таким образом, чтобы оно нашло поддержку у
клиентуры и потребителей;

3)настойчивость - способность идти выбранным
курсом несмотря на препятствия, встречающиеся на пути;

4)воодушевление - способность создавать структуру, которая использует энергию подчиненных для достижения желаемых
результатов;

5)организационные способности - умение направлять деятельность групп, учиться на ошибках и использовать полученные из этого опыта знания для совершенствования деятельности организации.

Считается, что стремление к конкурентному превосходству - это факел, который указывает путь к обновлению, если судить по таким компаниям, как "Дженерал моторз" и "Ай-Би-Эм". К новым стилям руководства относятся следующие. Внимание к подчиненным. Сегодня в литературе по управлению мы читаем о гуманизации рабочего места, японской форме управления, качестве трудовой жизни и новаторских компенсационных системах. Все это и является частью основной идеи, состоящей в том, что внимание к работникам, забота о них так же, как и интерес к производству, играют решающую роль в эффективном и умелом управлении. Мотивация работников к труду, что является ключом к успеху, не может быть достигнута без формирования у них убеждения в том, что руководство действительно заботится о них. Ориентация руководителя на человека, применение политики "открытых дверей", консультирование со своими подчиненными, побуждение их к лучшему труду, реагирование на их личные нужды - такие методы дают исключительные результаты.

Чуткость к запросам потребителей и их удовлетворение.

Одна их основных задач лидера-управленца - постоянное контролирование запросов и требований потребителей, способность строить планы и вводить инновации.

Несомненно, создание и сохранение функциональной организационной культуры - одна из задач лидера-управленца. Считается, что эффективная культура наделяет организацию особой компетентностью. Элементы эффективной культуры включают:

а) широко разделяемую философию;

б)внимание к индивидууму;

в) признание выдающихся людей;

г) веру в действенность ритуалов и церемоний;

д) осмысленное чувство неформальных правил и ожиданий;

е) убежденность в том, что все, что делают работники, важно дня других.

Стратегический склад ума - одно из важнейших качеств социального лидера-управленца. Наличие выверенной концепции развития социальной системы, стратегического плана обычно оценивается как наличие "путеводной звезды".

С этой точки зрения управленец должен быть способен к объективной самооценке имеющихся возможностей, к выявлению «болезненных точек» собственной личности (интеллектуальных, эмоциональных, черт характера, физического и психического здоровья и т. п.) и к составлению личного плана работы над собой на протяжении всей жизненной карьеры. Определяющими на этом пути являются интеллектуальные способности, волевые качества и личная организованность.

Если управленец мотивирован к деятельности по самосовершенствованию - желает развивать свои физические, интеллектуальные, морально-психологические силы, наращивать собственные ресурсы деятельности, - а социальная организация приветствует такое стремление, то препятствий на этом пути нет. Технология выбора целей личной работы, планирования личного времени, переработки информации, самосовершенствования в целом сегодня хорошо известна, изложена в многочисленных учебниках и пособиях по личной тектологии1, которые подбираются по вкусу и в соответствии с требованиями, предъявляемыми управленцу в данных конкретных условиях.

Не ставим своей целью оценивать качество этой литературы, хотя в этом ряду немало "произведений" иногда на грани шарлатанства. Но такого рода литература, психологические технологии развития и защиты личностных сил необходимы. Вероятно, гению, яркой одаренности нужны не столько благоприятные тренинги, мозговые коллективные штурмы, сколько благе.и, экономические, социально-политические и культурные условия для мотивации к творческой управленческой деятельности. В этих условиях каждый использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перера батывая и обогащая ранее существовавшие.

Организация общества, лишающая личность свобода выбора возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только не целесообразна, не конкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов – понятие не социальное, а в большей мере воспитательное, педагогическое.

Поэтому подчеркнем еще раз, что необходимы специальные управленческие и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора степень одаренности, профессиональной пригодности человека к будущей управленческой работе.

В свете требований управленческой революции в сферу управления, затем и в область политического руководства должны
прийти наиболее талантливые и нравственные люди - "цвет нации". Управленческий труд как наиболее сложная и ответственная разновидность общественного труда требует большой личной
одаренности, разносторонней подготовленности, высокой ответственности, прежде всего профессиональной, гражданской и нравственной. Такая ответственность, как известно, под силу только
человеку неординарному, знающему цену собственной жизни и жизни окружающих его людей. Она не может быть доверена
«среднему человеку», так называемым троечникам, которые включаются в управление по воле случая, в силу карьерных
соображений и других негативных факторов, ныне действующих, а не благодаря личным способностям, природной предрасположенности. Ошибки в выборе и продвижении управленческих лидеров очень дорого обходятся обществу.

Поэтому "размер" личности-управленца, его "ценностные вершины", природные задатки, профессиональные и нравственные качества -
предмет постоянной заботы всего общества, а выдвижение, формирование и поддержка лидеров социального управления – одна из наиболее актуальных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: