Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера — умелое общение. Общение тесно связано с
8.1. Основные теории лидерства
повернем. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия. Поэтому в этической подготовке лидера существенное значение имеет «технология» общения, основанная на соблюдении ряда специфических правил и требований управленческого этикета. Главная задача профессиональной этики — поддерживать престиж.
Правила профессиональной этики:
устраняйте отвлекающие, раздражающие моменты;
помогайте говорящему раскрепоститься;
не допускайте споров и критики;
задавайте уточняющие вопросы;
сопереживайте тому, кто говорит, старайтесь встать на его место;
предупреждайте проблемы, исключайте двусмысленные слова;
поддерживайте открытость в общении;
добивайтесь установления обратной связи;
ищите то, что вас сближает с собеседником;
почувствуйте то, что волнует вашего собеседника;
не нагнетайте напряженность.
Первое и основное правило сформулировано много столетий назад: «Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой».
Человек может быть воспитанным и невоспитанным, глупым или агрессивным, но чем меньше вас это задевает и раздражает, тем талантливее вы как собеседник.
Стиль, манера общения: чем больше у вас сходства с собеседником (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса), тем лучше.
В речи должна быть определенность, но не надо путать ее с резкостью и категоричностью, нередко, кстати, весьма расплывчатой по содержанию.
Не угрожайте. Мы угрожаем, не раздумывая, и в девяноста девяти случаях из ста нам приходится давиться своими угрозами просто потому, что мы не можем выполнить их. Не угрожайте, это унизительно. Угрозы не принесут пользы ни вам, ни кому-либо другому.
Не спорьте по мелочам и, самое главное, никогда не начинайте спора, если вы в чем-то хотите действительно разобраться, тем более разобраться вместе с собеседником. Умелое ведение беседы приносит свои плоды.
Небезынтересны данные из книги Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»: в инженерной деятельности финансовый Успех лидера как руководителя организации только на 15% зависит от его
Глава 8. Власть и влияние менеджера
технических знаний, а на 85% — от его умения ладить с людьми, располагать их к себе.
Деликатность — наипростейший инструмент общения, посредством которого многое решается — позволяет обезоружить дурные намерения другого человека. Деликатность поистине неоценима для популярности лидера: высказывает ли он критические замечания, разбирает ли личное заявление подчиненного, вмешивается ли в конфликт, отдает ли распоряжение — она поможет ему с наименьшими морально-психологическими издержками решать все эти задачи.
Лидер должен быть психологом с большой буквы. В тактичном общении с людьми, в умении вдохновлять их на служение делу проявляется его гуманизм. Лидером, оказывающим на окружающих влияние, становятся не благодаря воле или власти. Путь лежит только через высокую сознательность и самоконтроль.
Влияние человек может оказывать, когда другие ему доверяют. Никто не станет доверять человеку, который может причинить зло, эксплуатировать, неуважительно разговаривать.
Таким образом, личность, оказывающая влияние на окружающих, ищет в них положительные качества и укрепляет их.
Тот, кто презирает других, не может стать лидером. Незаурядные личности, а лидер — это всегда личность незаурядная, при ведении беседы, разговоре по телефону, публичном выступлении контролируют ситуацию исходя из пяти ступеней влияния:
• расположить к себе;
• заинтересовать;
• убедить;
• воздействовать;
• завоевать.
С помощью этих пяти факторов при любом разговоре вы привлечете больше внимания, получите больше информации, достигните больших успехов. И таким образом одолеете ступени на пути к становлению личности. Незаурядные личности убеждают благодаря харизме вместо жесткости, интересу вместо отстранения, любви вместо доминирования.
Ещё одна характерная черта лидера — его способность ставить себе цели и достигать их. Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Пусть эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к 326
8.1. Основные теории лидерства
ему-либо другому — процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным он может стать. В достижении целей настоящий лидер должен быть тактичным, дипломатичным и терпеливым. Но его такт и дипломатичность должны поддерживаться решимостью и умением видеть хорошо выполненную работу. Он должен также проявлять твердость, иначе такт и дипломатичность будут лишь признаками слабости.
Один из фундаментальных принципов лидерства — ожидание хорошего отношения к себе в организации и наличие интересной работы. Если эти ожидания сбываются достаточно часто, результаты обязательно будут вдохновляющими. Постоянное недоверие часто порождает нехорошие чувства и выражается в плохой исполнительности. Еще одна положительная черта лидера — его напористость.
Всем известно выражение Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Эта точка опоры — начало пути к еще большей свободе и к самостоятельно выбранному будущему. И если вы хотите что-то сделать, не ослабляйте усилий и никогда не сдавайтесь. Не бойтесь прорываться сквозь старые догмы и методы. Хорошего лидера не удовлетворяет перспектива просто плыть по течению. Он всегда должен быть оригинален, придумывать что-то новое и прогрессивное. Известно, что все мы совершаем ошибки, и признаться в этом довольно трудно. Но мы не можем всегда быть правыми. Человек, оказавшийся правым лишь в шестидесяти процентах случаев, может добиться невероятного успеха, если достаточно быстро исправит остальные свои ошибки.
Как ни странно, люди проникаются уважением к человеку, быстро признающему свои ошибки. Это черта настоящего лидера.
Работа лидера должна идти по трем направлениям:
1) потребности задачи — обеспечение выполнения основной цели;
2) потребности группы — создание, сохранение и мотивация группы на эффективное выполнение задач, поощрение групповой работы;
•э) индивидуальные потребности — осознание индивидуальных потребностей каждого и поддержание гармонии между ними в достижении общих целей.
Если свести работу лидера к этим трем основным элементам, основал цель лидера заключается в достижении наилучшего баланса между
Глава 8. Власть и влияние менеджера
людьми и целью с тем, чтобы успешно выполнить поставленную задачу в конкретной ситуации.
Лидер никогда не должен игнорировать ситуацию, поскольку внешние перемены могут быстро изменить характер задачи, вызвать осложнения или выдвинуть совершенно иные приоритеты.
Деловые функции лидера — это планирование, организация, мотивация, контроль. Лидер обязан увидеть новые возможности, положить начало действиям и планам и решать неординарные вопросы. Лидер просто не имеет права жить, что называется, одним днем. Он должен постоянно заглядывать в будущее. Даже приблизительный план действий лучше, чем никакого плана. Гораздо выгоднее работать даже с приблизительными догадками, чем просто наобум. Чем более неопределенным становится наше будущее, тем больше собранности нам требуется, чтобы зондировать его и предчувствовать грядущие изменения. В этом секрет многих передовых компаний, управляемых настоящими лидерами. Постоянно заглядывая в будущее, снова и снова подвергая ревизии свои планы, они способны предугадывать события и даже определять их ход. Их не застанешь врасплох — они способны справиться с новыми обстоятельствами. Управляющие функции лидера заключаются в информировании, поддержке, организации и контроле работы конкретной группы или структуры в целом.
Можно сказать, что человек является лидером, если он успешно выполняет три основные роли:
• направляющую;
• организующую;
• вдохновляющую.
Суть направляющей роли лидера в том, что, определяя задачи, он должен поддерживать идеи и стиль работы.
Организующая роль — это координация групповой деятельности для успешного достижения цели.
Вдохновляющая роль лидера заключается в обеспечении понимания значимости поставленных задач в изменяющемся мире и защите своего дела в отношениях с внешним миром.
Ни одну из ролей нельзя отделить от других, и каждая требует разнообразных качеств, если лидер хочет играть роль успешно.
Если считать, что лидерство — функция таких факторов, как лидер, группа, задача и ситуация, то их можно назвать составляющими понятия «лидерство». Понимание тесной взаимосвязи этих факторов — ключ к раз-
8.2. Методы менеджмента
паботке вашей собственной линии лидерства, которая поможет справиться с различными ситуациями. Технические приемы будут меняться с изменением каждого элемента в составляющих лидерства. В данном примере ли-
дер__ это вы; задача — то, что, по вашему мнению, имеет первоочередный
приоритет для вашего дела; ситуация — это среда, вас окружающая.
На основании вышеизложенного можно утверждать: лидер должен обладать определенным набором качеств, часть из которых может быть дана ему от природы, а другая часть приобретена в процессе упорной и систематической работы над собой.
Вопросы для проверки
1. Что представляет собой роль лидерства в системе менеджмента?
2. Какие деловые качества и способности необходимы для эффективного лидерства?
3. Перечислите основные теории лидерства.
4. Каковы три подхода к теориям лидерства?
5. Какие существуют формы авторитета лидеров в организациях?
6. Охарактеризуйте основные черты и качества лидера.
7. Перечислите основные правила профессиональной этики.
8. Каковы основные направления работы лидеров в организациях?
9. Сущность управляющей, направляющей и организующей роли лидера в организациях.
8.2. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Важная роль в менеджменте отводится его методам, которые в экономической литературе чаще называют методами управления.
Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретиро-
Глава 8. Власть и влияние менеджера
вать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, объединения и коллективы трудящихся.
Различают экономические, организационно-правовые и социально-психологические методы управления.
В условиях рыночной экономики, бесспорно, ведущими следует считать экономические методы управления.
Отношения управления определяются экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Под экономическими методами управления понимают совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных экономических условий для функционирования и развития предприятий.
К экономическим методам управления можно отнести:
• прибыль;
• рентабельность;
• финансирование;
• кредитование;
• политику в области ценообразования;
• инвестиции;
• материальное стимулирование;
• повышение производительности труда;
• совершенствование технологии и организации производства;
• экономию материальных ресурсов;
• рациональную кадровую политику.
Экономические методы управления должны соответствовать социально-экономической природе предприятия и являться важным фактором развития производства и сбыта продукции на рыночной основе.
Исходя из зарубежного опыта менеджмента представляется целесообразным оценивать работу предприятий на основании коммерческого расчета, который синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства.
Экономический механизм функционирования и развития предприятий предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из хозяйственной политики и целей предприятия, в частности в области
8.2. Методы менеджмента
обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений; финансирования и кредитования; совершенствования качества выпускаемой продукции; технологической дисциплины; материально-технического обеспечения; внедрения новой техники; кадровой политики и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности предприятия.
Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства первостепенное значение придается снижению на каждой ступени производственного цикла затрат за счет совершенствования технологии производства, разработки и внедрения новой продукции.
Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределения средств по важнейшим производственным подразделениям с целью получения максимальной прибыли в масштабе всего предприятия.
В современных условиях хозяйствования экономические методы управления получают дальнейшее развитие, расширяется сфера их действия, повышаются действенность и результативность экономических стимулов. Для решения экономических задач в управлении предприятием широко применяются экономико-математические методы, так как основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений.
Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные. С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективное решение.
Наряду с экономическими методами управления важное место в менеджменте занимают организационно-правовые методы управления.
Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. В настоящее время совершенно справедливо подвергаются критике рычаги административного управления. Однако следует иметь в
Глава 8. Власть и влияние менеджера
виду, что никакие экономические методы не могут существовать без организационно-правового воздействия, которое обеспечивает четкость дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание и рациональное соотношение организационно-правовых и экономических методов.
Организационно-правовые методы управления предполагают:
• наличие четкого разделения труда и компетенции (прав и обязанностей) между различными органами, подразделениями, а также должностными лицами;
• использование административной власти в рамках правовых и морально-этических норм для решения хозяйственных задач;
• рациональный подбор и расстановку кадров с учетом деловых и личностных качеств работников.
Важная особенность разделения труда управленческих органов в том, что они строят свою деятельность по функциональному признаку, т.е. занимаются точно определенным делом. Так, крупное предприятие имеет в своем составе планово-экономический, производственный, технологический, технический и другие отделы. Смысл такой структуры — в распределении управленческих функций, которые координируются генеральным менеджером и его заместителями.
Разделение труда и компетенции не ограничиваются лишь органами управления, а доводятся до каждого исполнителя, способствуя повышению его ответственности в решении стоящих перед ним задач. При совершенствовании структуры управления разделение функций управления, четкое распределение прав и ответственности имеют исключительное значение. Когда принимается решение, становится совершенно ясно, кто несет за него ответственность. В тех случаях, когда решение не выполняется, также должно быть ясно, кто и по каким причинам затягивает дело. Переход на качественно новый уровень управления, существенное повышение эффективности управленческой деятельности в каждом звене управления требует интенсивного и сбалансированного развития организационного, технического, научно-методического и кадрового потенциала системы управления. Речь идет о рационализации организационных структур управления, упорядочении коммуникаций, устранении лишних звеньев, достижении оптимального баланса между правами и ответственностью отдельных должностных лиц и подразделений. Наряду с этим необходимо создать и внедрить в управленческую практику новые, более эффективные 332
8.2. Методы менеджмента
етоды обоснования и принятия управленческих решений, оснастить аппараты управления совершенными техническими средствами сбора, анализа и хранения информации.
Организаторская работа, направленная на реализацию принятых решений, включает: подбор и расстановку кадров; постановку конкретных задач каждому исполнителю; определение их функций, прав, ответственности; необходимый инструктаж работников; планирование и организацию их труда; согласование работ во времени и в пространстве; контроль исполнения. Для эффективного выполнения указанных процедур в рамках функций организации необходим набор специальных методов и способов их осуществления. Эти организационные инструменты воздействия призваны обеспечить четкость, дисциплинированность, эффективность работы управленческого аппарата и поддерживать необходимый порядок в работе предприятия. Методы организационного воздействия весьма разнообразны по своему составу, так как они направлены на формирование, регулирование и развитие производственной системы и систем управления.
Некоторые из них, например методы подбора и расстановки кадров, организационное планирование, доведение заданий до исполнителей, инструктаж, контроль исполнения, применяются в ходе текущей организаторской работы, а другие — организационный анализ и диагностика, организационное проектирование, обобщение передового организационного опыта — используются при решении задач организационного развития, т.е. при совершенствовании системы управления предприятием. Распорядительное воздействие на предприятиях обычно проявляется в форме приказов и распоряжений. Объем распорядительной деятельности находится в прямой зависимости от качества кадров управляющей системы и степени инициативы и умения менеджеров. Чем более четко на предприятии применяется организационное воздействие во всех его формах, тем меньше будет применяться распорядительное воздействие. Распорядительное воздействие заключается в постоянном оперативном обеспечении четкой работы звеньев управления. При помощи распорядительного воздействия устраняются отклонения от нормального функционирования всех подразделений управления предприятием.
Значительная роль в системе менеджмента принадлежит социально-психологическим методам управления. Необходимость их обусловлена сУЩностью самого понятия менеджмента как координации деятельности людей в процессе производства. Управление в значительной степени зави-
Глава 8. Власть и влияние менеджера
сит не только от объективных, но и от субъективных факторов, в частности социально-психологических. Целью социально-психологических методов управления является создание в производственном коллективе такой ситуации, которая бы ориентировала каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствовала повышению эффективности производства. Социально-психологические методы управления предполагают изучение социально-психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее — на результаты производственной деятельности.
Результативность деятельности производственных коллективов (и личности) в значительной степени зависит от состава коллектива, созданной в нем психологической атмосферы, степени удовлетворения потребностей работающих, взаимоотношений менеджеров с подчиненными. Поэтому необходимо постоянно улучшать психологический климат, ту атмосферу, в которой протекает производственный процесс, с целью обеспечения его оптимальных параметров.
Главной движущей силой в любом органе или звене управления выступают сами работники, т.е. менеджеры, специалисты, технические исполнители. Они же являются носителями разнообразных управленческих отношений, складывающихся на различных уровнях и в различных звеньях управления в ходе выполнения конкретных функций.
Социально-психологический аспект регулирования управленческих отношений — важный фактор эффективности и качества деятельности аппарата управления. Многообразие и сложность социальных отношений в производственных коллективах требуют тщательного анализа в целях их регулирования и вскрытия социальных резервов повышения эффективности производства. Недооценка единства экономических и социальных аспектов деятельности коллектива приводит в ряде случаев к высокой текучести кадров, нарушениям трудовой дисциплины, созданию нездоровой морально-психологической атмосферы.
Социально-психологические методы управления используются при решении следующих задач:
• подбор и расстановка кадров (изучение привлекательности трудовых процессов в рамках различных профессий; повышение престижа отдельных профессий, эффекта наименования профессий; выявление индивидуальных способностей работников и определения профессио-
8.2. Методы менеджмента
нальной пригодности к определенным видам работ на предприятии; разработка методик профессионального отбора и оценки кадров);
• формирование производственного коллектива и его развитие (изучение психологической совместимости людей в первичных трудовых коллективах, формирование производственных бригад, отделов, участков и т.д.);
• регулирование межличностных отношений в производственном коллективе (изучение поведения работника в трудовом коллективе; выявление причин конфликтных ситуаций в первичном трудовом коллективе, между менеджерами и подчиненными, между менеджерами различных уровней управления и др.);
• повышение эффективности индивидуального и коллективного стимулирования работников (динамика потребностей и интересов членов трудового коллектива; разработка различных форм индивидуального и коллективного поощрения работников предприятия, мер по повышению социально-психологической обоснованности системы индивидуального и коллективного материального стимулирования работников);
• повышение результативности воспитательной работы в коллективе (воспитание сознательного отношения к труду, формирование у работников чувства сопричастности к делам предприятия, ощущение своего места на производстве, чувства хозяина, творческого отношения к труду);
• укрепление трудовой дисциплины (выявление причин нарушений, разработка мероприятий по профилактике нарушений дисциплины);
• рационализация трудовых процессов производственного и управленческого персонала (снижение утомляемости, изучение причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний).
Для практического решения указанных задач на крупных предприятиях должны создаваться специальные социально-психологические службы.
Для социологов объектом исследования должны являться малые социальные группы (первичные трудовые коллективы и их взаимоотношения, а для психологов — личность и межличностные отношения). В ряде случаев эффективна совместная работа социологов и психологов, что позволяет подходить комплексно к изучению возникших производственных ситуаций.
Глава 8. Власть и влияние менеджера
Деятельность социально-психологических служб на предприятиях должна строиться не изолированно, а в общей системе социального управления производством по трем основным направлениям:
1) исследование (постановка проблем, разработка методик исследования, проведение наблюдений, опросов, измерений, анализ полученных данных);
2) социальное проектирование, разработка рекомендаций, планов социального развития коллектива;
3) консультативная деятельность, т.е. оказание квалифицированной помощи менеджерам и специалистам, обучение персонала. Социально-психологические методы управления требуют, чтобы во
главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные методы управления. Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения.
В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды. Не следует противопоставлять методы управления при решении конкретных производственных ситуаций.
Наибольший эффект может быть достигнут только при комплексном использовании экономических, организационно-правовых и социально-психологических методов управления.
Вопросы для проверки
1. Что понимается под методами управления?
2. Для каких целей применяют методы управления?
3. Применимы ли методы управления к деятельности предприятий или работе отдельных трудящихся?
4. Что включают экономические методы управления?
5. Что понимают под организационно-правовыми методами управления?
8.3. Власть менеджера
6. Что такое социально-психологические методы управления?
7. Как сочетаются методы управления в деятельности предприятий?
8.3. ВЛАСТЬ МЕНЕДЖЕРА
Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Менеджеру она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. По направленности власть может быть не только позитивной, созидающей, но и порождающей разрушительные действия. Например, менеджер, придерживающийся старых взглядов и боящийся нововведений, которые смогут поколебать его позиции, часто употребляет всю свою власть, чтобы воспрепятствовать новшествам, даже если они выгодны организации. Подобная практика характеризуется как злоупотребление властью. Она проявляется в манипулировании работниками путем давления на подчиненных, организации интриг и т.п. Опасность таких действий тем больше, чем выше концентрация власти в одних руках. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.
Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:
• власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется. Например, если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть;
• власть является функцией взаимозависимости, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти у одного и меньше у другого;
власть не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть — это социальный по своей сути процесс. Теория власти строится на исследовании взаимодействия людей и групп в организации.
Глава 8. Власть и влияние менеджера
Прежде чем изучить принципы этого взаимодействия, следует уточнить что самое общее разделение источников возникновения власти предполагает, что власть может происходить из должности или из личности.
Власть должности возникает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будут выступать принуждение, вознаграждение власть над ресурсами, власть связей.
Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Таким образом, личная власть происходит снизу. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть. Главная цель менеджера — направление усилий коллектива на достижение общих целей при любых условиях, что достигается с помощью власти. Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями вносить определенные изменения в поведение, отношения и ощущения подчиненных, т.е. влиять на них. Понятия «власть» и «влияние» взаимосвязаны. Но это не одно и то же. Менеджер может иметь власть, но не иметь влияния. И, напротив, сотрудник может не обладать властью, но иметь солидное влияние. Инструменты влияния варьируются в большом диапазоне. Для менеджера необходимы такие, с помощью которых можно не просто привить новые идеи в коллективе, но и добиться практических результатов в достижении целей организации.
Власть бывает формальной и реальной.
Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации. Но кроме формальной структуры существует и неформальное распределение власти и влияния в коллективе, что иногда приводит к несовпадению границ формальной и реальной власти.
Реальная власть — власть как должности, так и влияния и авторитета. — обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью 338
8.3. Власть менеджера
зависимости его от окружающих. Следует отметить, что реальная власть не всегда связана с должностью. Восприятие власти во многом определяется пониманием смысла распоряжений и приказов, возможностью сотрудников выполнить то, что от них требуется, заинтересованностью в этом, соответствием характера власти индивидуальным установкам, ценностям и целям работников. Границы формальной и реальной власти совпадают довольно редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет стремление к ее монополизации. Это положительный момент, так как чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше может быть цена различных ошибок и злоупотреблений.
Для успеха формальной, а часто и неформальной организации власть необходима как инструмент координирования усилий членов коллектива и поддержания производственной дисциплины. Конкретные средства, с помощью которых менеджер воздействует на исполнителей, могут быть очень разнообразны, а их использование зависит от ситуации, сложившейся в организации. В любом случае существуют определенные способы реализации власти, которые воплощаются в конкретных элементах распорядительной деятельности.
Распорядительство можно представить как прямое руководство. Абсолютное большинство менеджеров в нашей стране пользуется распорядительством, так как это проще, чем косвенное управление, которое опирается на знания в области социальной и человеческой психологии. Важнейшей составляющей прямого руководства выступает распоряжение, которое в свою очередь может быть воплощено в различных формах.
Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. В него входят постановка обязательной для выполнения задачи, иногда перечень ограничений, т.е. того, чего не следует делать в отдельных случаях, инструкции о порядке выполнения заданий. Распоряжения по своей сути должны соответствовать стратегии организации; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными, организационными ресурсами; позволять проверять и оценивать (непрерывно, периодически, выборочно и пр.) результаты действий.
По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от многих обстоятельств: срочности и важно-
Глава 8. Власть и влияние менеджера
сти решаемой проблемы, взаимоотношений между руководителем и подчиненным. Устные, не документируемые распоряжения отдаются при решении задач малой и средней сложности в небольших стабильных коллективах; в других ситуациях применяются распоряжения письменные; смешанные (сначала устные, в том числе и телефонные, а затем письменные) используются в условиях срочности. По форме распоряжения могут быть:
• приказами;
• указаниями;
• поручениями;
• советами.
Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно и в установленные сроки выполнить задание, составляющее суть распоряжения. По содержанию приказ бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Приказ, отдаваемый устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения. В отличие от приказов указание и поручение регламентируют только содержание задания, оставляя обычно подчиненным свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Совет же предоставляет свободу и в отношении содержания, оставляя лишь незыблемым его самую глубокую суть.
Распоряжения могут усиливаться рядом дополнительных мер воздействия на исполнителя, например убеждением, апелляцией к логике, если он имеет одинаковые с руководителем взгляды; пожеланием или просьбой, если суть задания с моральной точки зрения выглядит сомнительной; обещанием вознаграждения; угрозами. При отдаче распоряжения нужно иметь в виду, что большинство людей слабо воспринимает отдаленную перспективу и всегда начинает с того, что им ближе и понятнее.
Как показывает практика, существует общая закономерность, состоящая в том, что задание с четко очерченными контурами, ясными задачами и определенными методами будет первоочередным для исполнителя. А менее конкретное задание, хотя, возможно, и более важное, будет отодвинуто на второй план. Поэтому задание должно быть ясно и четко сформулировано, а сроки его выполнения — точно определены. Задание должно логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только его смысл, но и важность и обоснован-340
ность. Это достигается всесторонним информированием исполнителя о ситуации и ходе работ. Исследования показали, что недостаток информации препятствует развитию творческого подхода и заинтересованности при выполнении задания. Организация деятельности по выполнению задания должна быть четко регламентирована. В противном случае ослабляется исполнительская дисциплина. Однако на практике существуют определенные границы числа норм и предписаний, которые исполнитель в состоянии учитывать. Их превышение приводит к тому, что они начинают игнорироваться независимо от важности и необходимости соблюдения. К тому же чрезмерное количество инструкций вызывает путаницу, ошибки и, как следствие, появление новых инструкций, еще более усложняющих работу. Поэтому должен существовать определенный минимум инструкций, по возможности полных, тщательно, но без лишней детализации составленных и не противоречащих друг другу. Считается, что противоречивые задания (например, проблема оптимизации сочетания текущих и перспективных целей организации) лучше давать одному лицу, которое должно искать компромисс между ними. Цель распоряжения не только в том, чтобы обязать к тем или иным действиям, но и в том, чтобы вызвать инициативу у подчиненных. Это обеспечивается:
• соответствием распоряжения возможностям подчиненных, уровню их культуры и образования, психологическим особенностям;
• возможностью проявления личных способностей, инициативы, самостоятельности, в том числе в условиях состязательности;
• пониманием важности, ответственности, полезности решения сформулированной задачи;
• формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, обличения задания в форму вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить.
Отдавая распоряжение, менеджер должен убедиться в хорошем понимании подчиненным его содержания, исключить возможность дополнительных поручений, довести до исполнителя сроки и форму отчетности.
Менеджер не всегда умеет находить общий язык с подчиненными. ^Дним из крайних негативных проявлений взаимодействия коллектива и менеджера может быть противостояние, т. е. когда интересы и цели коллектива (подчиненных) не совпадают с целями организации, и (или) ме-
Глава 8. Власть и влияние менеджера
неджер не может направить действия подчиненных на достижение этих целей. В таких ситуациях менеджер не выполняет необходимые функции, разрывая тем самым иерархические нити процесса управления. В определенном подразделении или на одном из управленческих уровней наступает безвластие. Последствия его могут развиваться по-разному. Так, если подчиненные представляют сплоченный коллектив, то среди них скорее всего есть неформальный лидер, тогда властные полномочия и возможность влиять на поведение сотрудников перейдут к нему. При этом диапазон власти лидера может быть более широк, чем у менеджера, и не стеснен рамками должностных полномочий. Как правило, в трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидер. И это понятно, так как подобный коллектив создается прежде всего для получения определенной продукции, а не для решения личных проблем работников. Однако не следует забывать и об эмоциональной стороне дела, т. е. возможности возникновения такого поведения, которое будет негативно сказываться на результатах работы коллектива.
Следовательно, развитие ситуации в условиях безвластия будет зависеть от уровня компетентности, грамотности, профессионализма и, наконец, целей и ценностей, которые лежат в основе сплоченности коллектива, и стремления неформального лидера направить действия людей в позитивное русло деятельности. В таком случае следует говорить о безвластии с формальной точки зрения. Здесь ситуация может быть взята под контроль руководством более высокого ранга и приведена в норму. Если среди подчиненных не будет выдвинут лидер, то безвластие приобретает черты анархии, что гораздо опаснее, так как у каждого члена коллектива существует своя цель, которую он скорее всего не согласует с коллегами, а следовательно, ситуация становится трудно управляемой.
Для равномерного во всех отношениях, комфортного и эффективного существования организации и ее коллектива необходимо соблюдение соотношения зависимостей двух видов: зависимости подчиненных от руководителя и зависимости руководителя от подчиненных. Это называется балансом власти.
В некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над менеджером, так как последний зависит от их решения в ряде вопросов, по которым требуется мнение специалистов; от влияния, которым пользуется тот или иной подчиненный у своих коллег; от способности отдельных подчиненных выполнить конкретное задание. 342
8.4. Делегирование полномочий менеджером
Вопросы для проверки
1. Каковы роль и значение власти менеджера?
2. Что такое власть должности и личная власть?
3. Каковы основные составляющие формальной и реальной власти?
4. В чем значение и сущность распорядительства?
5. Охарактеризуйте способ отдачи и формы распоряжений.
6. Какова организация деятельности по выполнению заданий?
7. Каковы способы развития менеджером инициативы у подчиненных?
8. Вспомните основные понятия о балансе власти.
8.4. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕНЕДЖЕРОМ
Под полномочиями понимают совокупность прав и обязанностей самостоятельно без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации. Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе двух подходов:
1) единоначалие и разделение полномочий;
2) множественное подчинение и поглощение полномочий. Единоначалие предполагает, что полномочия принимаются из рук
только одного непосредственного руководителя, перед которым осуществляется вся полнота ответственности. Разделение полномочий означает, что сам руководитель не вмешивается в текущие дела подчиненных, а лишь осуществляет общий контроль выполнения поручений.
Суть второго подхода в том, что вышестоящий руководитель, передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия всех нижестоящих сотрудников, что при первом подходе считается недопустимым.
Распределение полномочий всегда происходит сверху вниз по уровням Управления. В результате складывается иерархия полномочий, которая предполагает их четкое распределение по уровням управления иустанов-ление рангов каждого участника управленческой структуры. Величина полномочий, имеющихся у отдельного субъекта, определяется сложностью, важностью и разнообразием решаемых проблем. Чем эти проблемы
Глава 8. Власть и влияние менеджера
будут больше и сложнее, тем значительнее должны быть полномочия у работников, которые заняты их решением.
В значительной степени размер полномочий может предопределяться личными особенностями работников, например их образованием, квалификацией, опытом. Чем они выше, тем полномочий может быть предоставлено больше.
В количественном отношении масштабы полномочий измеряются:
1) величиной ресурсов, которыми их обладатель может распоряжаться самостоятельно без согласования с вышестоящим руководством;
2) числом лиц, которые юридически или фактически должны выполнять принятые им решения.
При распределении управленческих полномочий важно соблюдать следующие принципы:
• полномочия должны быть достаточными для достижения поставленных целей. Например, если на предприятии предстоит решать вопрос о целесообразности внедрения новой техники, то все отделы и службы должны предоставить необходимые материалы по предполагаемому ассортименту продукции, перспективы получения новых заказов, возможность размещения оборудования на имеющихся площадях, сравнительные данные технических характеристик оборудования, его стоимости и многое другое, что сделает возможным принять грамотное управленческое решение;
• полномочия каждого работника должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать. Это позволяет обеспечить четкое взаимодействие персонала. Если бы полномочия перекрывались или, наоборот, не охватывали все необходимые проблемы, работники либо мешали друг другу, либо не имели возможности полностью выполнить стоящие перед ними задачи;
• каждый работник должен точно знать, от кого он получает полномочия, кому их передает, перед кем отвечает и кто должен отвечать перед ним;
• исполнители обязаны все проблемы, не выходящие за рамки их пол
номочий, решать самостоятельно, не переадресовывая их менеджеру,
и в полной мере отвечать за свои действия и достигнутые результаты.
Ознакомление с практической работой многих менеджеров предпри
ятий показывает, что подавляющее большинство менеджеров не в со
стоянии решать все возникающие управленческие проблемы, даже непо-
8.4. Делегирование полномочий менеджером
средственно входящие в круг их служебных обязанностей. Таких проблем слишком много, они разнообразны, требуют специальных знаний и опыта и, кроме того, больших затрат времени, которого менеджерам систематически не хватает.
Выход менеджеры должны находить в том, чтобы свое внимание сосредоточить на вопросах выработки оптимальной стратегии действий и осуществления общего контроля выполнения работ. Решение менее значительных вопросов, а также необходимые для этого права менеджер должен передавать тем подчиненным, которые обладают нужными знаниями и соответствующим опытом. В результате происходит рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности. Это требует наличия высокого уровня организационной культуры, благоприятного морально-психологического климата в организации и обстановки взаимного доверия между менеджерами и подчиненными.
Такая передача полномочий получила название делегирование.
Таким образом, под делегированием полномочий понимают передачу прав принятия решений по второстепенным вопросам лицам, не занимающим официальных управленческих должностей.
Менеджер должен твердо знать, что подчиненным целесообразно передавать следующие виды управленческих полномочий:
• решение некоторых специальных вопросов, в которых исполнители хорошо разбираются;
• осуществление подготовительной работы (обобщение материалов, формулировка первичных выводов и предложений);
• участие в совещаниях и заседаниях, выступление на них.
При таком делегировании полномочий следует учитывать, что в этих случаях нередко черновая и малоинтересная работа чередуется с увлекательной, побуждающей исполнителей совершенствовать свои знания, навыки, соревноваться друг с другом, и при этом стремиться к первенству. Передав полномочия подчиненным, менеджер не должен мешать их самостоятельной работе, не должен без необходимости вмешиваться в их Деятельность. Однако передавать можно далеко не все полномочия. Не следует передавать следующие полномочия:
• решение проблем, связанных с выработкой общей политики организации или подразделения;
• решение особо важных и срочных задач, требующих действий в критической ситуации или при повышенном риске;
• общее руководство;
Глава 8. Власть и влияние менеджера
• рассмотрение вопросов, связанных с поощрением или наказанием со
трудников.
Условиями эффективной передачи управленческих полномочий являются тщательное планирование этого процесса с учетом конкретных целей предприятия или подразделения; всесторонняя предварительная оценка способностей подчиненных; разъяснение значения порученного задания для будущего предприятия и для их карьеры; поощрение самостоятельности и инициативы.
Правильное и грамотное делегирование управленческих полномочий дает возможность менеджеру освободить значительную часть своего рабочего времени для продуктивной творческой работы.
Помимо этого делегирование полномочий приближает принятие управленческих решений к месту их исполнения. Это повышает качество, гибкость, оперативность выполнения работы, предотвращает растрату времени на ожидание распоряжений и указаний руководства.
Подчиненным делегирование полномочий позволяет наиболее продуктивно использовать имеющиеся у них способности, знания и опыт; проявить инициативу и самостоятельность; продемонстрировать окружающим собственные возможности; получить удовлетворение от выполненной работы; заслужить благодарность от руководства и возможность продвижения по карьерной лестнице. Однако в ряде случаев как менеджеры, так и их подчиненные сопротивляются процессу делегирования полномочий.
Основные причины сопротивлению делегирования полномочий со стороны менеджеров:
• неуверенность в своих силах, возможностях и способностях;
• боязнь потерять свою должность, уважение, авторитет, власть и престиж;
• загруженность текущими делами;
• отсутствие доверия к подчиненным;
• боязнь риска при неправильных действиях подчиненных, получивших дополнительные полномочия;
• отсутствие действенных механизмов оперативного контроля работы подчиненных;
• нежелание осложнять отношения со своими подчиненными и другими сотрудниками;
• определенный стиль управления;
• непонимание важности и перспективности делегирования управленческих полномочий.
8.4. Делегирование полномочий менеджером
Менеджеру полезно знать и учитывать причины, по которым подчиненные не хотят обычно принимать на себя управленческие полномочия. Основные причины блокирования делегирования полномочий со стороны подчиненных:
• подчиненный считает более удобным спросить совет у менеджера, чем самому решать данную проблему;
• подчиненный боится критики за возможные ошибки;
• у подчиненного в данный момент много срочной работы, которую он должен выполнить (или он так только считает);
• отсутствие веры в себя, свои знания, умения и возможности;
• у подчиненного отсутствуют соответствующая информация и ресурсы, необходимые для выполнения порученной работы;
• не хочет брать на себя ответственности за порученную работу;
• боязнь оказаться умнее своего начальника;
• подчиненному не предлагается каких-либо стимулов при выдаче дополнительных заданий.
Весьма важно соблюдать соответствие между полномочиями и ответственностью. Менеджер должен делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это и есть так называемый принцип соответствия.
Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий.
Большая ответственность означает больше работы и больше риска для лица, принимающего ее. Работники в основном не считают привлекательными эти дополнительные обязанности, а на многих предприятиях желание расширить ответственность подчиненных не подкрепляется системой стимулирования, которая обеспечивает им вознаграждение за принятие на себя этого бремени. В ряде случаев даже самый умный, опытный, инициативный и способный работник по разным причинам не способен в одиночку справиться с делегируемой задачей. В этих случаях можно прибегнуть к коллективному управлению, т.е. поручить выработку и принятие управленческого решения не отдельному сотруднику, а группе. Возглавляет такую группу один из рядовых ее участников, наиболее опытный и пригодный для выполнения такой работы. Менеджер должен создать необходимые условия для продуктивной работы такой группы, предупреждать или ликвидировать конфликты, консультировать в случаях возникновения каких-либо проблем или затруднений. Коллективное
Глава 8. Власть и влияние менеджера
управление наиболее эффективно, когда надо найти решение сложной задачи на основе совместных знаний и опыта различных специалистов. Коллективное управление дает возможность:
• решать сложные задачи, требующие опыта и знаний людей, работающих в различных сферах;
• снизить вероятность ошибок;
• объединить усилия заинтересованных лиц, работающих в разных подразделениях;
• наладить четкий обмен информацией;
• укрепить сотрудничество;
• обеспечить широкую поддержку принимаемого управленческого решения.
Минусом коллективного управления следует считать возможность утечки секретной информации, что в настоящее время для многих предприятий нежелательно.
Менеджер должен знать все плюсы грамотного делегирования управленческих полномочий, часто использовать этот резерв повышения эффективности своей производственной деятельности.
Вопросы для проверки
1. Что такое полномочия?
2. Какие существуют подходы к распределению управленческих полномочий?
3. Что понимается под иерархией полномочий?
4. Какими факторами определяется величина полномочий?
5. Как характеризуются масштабы полномочий?
6. Какие принципы соблюдаются при распределении управленческих полномочий?
7. Что такое делегирование управленческих полномочий?
8. Какие управленческие полномочия целесообразно делегировать
подчиненным?
9. Какие управленческие полномочия не следует делегировать подчи
ненным?
10. Каковы условия эффективной передачи управленческих полномочий подчиненным?
11. Что дает менеджеру делегирование управленческих полномочии подчиненным?
8.5. Стили управления
12. Что дает подчиненным делегирование управленческих полномочий?
13. По каким причинам менеджеры сопротивляются делегированию
управленческих полномочий подчиненным?
14. По каким причинам подчиненные сопротивляются делегированию управленческих полномочий?
15. Что такое принцип соответствия?
16. Каковы плюсы и минусы системы коллективного управления?
8.5. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Менеджеру необходимо четко ориентироваться в существующих стилях управления и уметь адаптировать применяемый им стиль к возникающей ситуации с учетом индивидуальных особенностей подчиненных.
Под стилем управления (руководства) понимают совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций управления. Стиль управления предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями менеджеров, преобладающей системой ценностей, типом культуры, а также некоторыми случайными обстоятельствами.
Менеджер должен учитывать в своей повседневной деятельности, что в руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение работников не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. В практической деятельности успешное управление является функцией трех переменных:
• менеджера;
• подчиненного;
• ситуации.
Различают демократический, авторитарный и либеральный стили управления.
Демократический стиль основан на сочетании научных принципов Управления и максимального использования инициативы и творчества подчиненных. Менеджер, использующий демократический стиль управления, обращается с подчиненными по-товарищески, его тон отдачи распоряже-
Глава 8. Власть и влияние менеджера
ний располагает к сотрудничеству, он не решает один все вопросы без тщательного обсуждения с подчиненными, он систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, в том числе и о трудностях, которые предстоит преодолеть. Такой менеджер правильно реагирует на критику подчиненных в свой адрес, всегда стремиться к общению с подчиненными, он никогда не проявляет своего превосходства над подчиненными, действует не как стоящий над коллективом, а как равный среди остальных членов коллектива. К санкциям он прибегает лишь тогда, когда все другие методы исчерпаны, в повседневной практике такой менеджер отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования.
Демократический стиль управления предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей; оценку выполненной работы; подготовку, принятие и реализацию решений; создание необходимых для выполнения определенных работ предпосылок.
Менеджер, предпочитающий демократический стиль управления, проявляет уважение к своим подчиненным, поощряет их инициативу и творческую активность, заботиться о своевременной информации подчиненных по широкому кругу вопросов, всегда считается с мнением и советами подчиненных по возникающим производственным проблемам. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.
Менеджер демократического стиля во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальные. Менеджер-демократ всегда учитывает возможности подчиненного, его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала. Менеджер-демократ пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие управленческих решений, предоставляет свободу формулировать собственные идеи на основе целей организации.
При демократическом стиле управления менеджер систематически интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремиться использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. 350
8.5. Стили управления
Работники в целом удовлетворены такой системой управления и обычно стараются оказать менеджеру помощь в решении повседневных проблем.
Организации и предприятия, в которых доминирует демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работников в принятии управленческих решений, созданием таких условий, при которых четкое и своевременное выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а успех служит вознаграждением. На предприятиях с демократическим стилем управления царит, как правило, обстановка сотрудничества и чуткости, подчиненные проявляют творчество и инициативу.
Авторитарный стиль характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением административных средств воздействия на подчиненных. Менеджер-автократ, как правило, привержен к преувеличению роли административных методов. Он самовластно решает большинство вопросов жизни коллектива без предварительного обсуждения с членами коллектива, сознательно ограничивает контакты с подчиненными. Поощряя или наказывая подчиненных, менеджер-автократ считается только с собственным мнением. Он считает лишним, ненужным информировать подчиненных о состоянии дел в коллективе. Менеджера-автократа можно узнать внешне. Он, как правило, редко улыбается в коллективе, на глазах у подчиненных хмурится, постоянно чем-то озабочен, на его лице можно прочесть огромную занятость и ответственность за дело. У менеджера такого типа в обращении с подчиненным проявляются начальственные нотки. Он не любит критики в свой адрес. Он не терпит возражений, замечаний, выражений собственного мнения подчиненными, тем более если они идут вразрез с его мнением.
Опасно и очень нежелательно такое до некоторой степени присущее автократу упоение властью состояние так называемого административного восторга, когда человеку нравится командовать людьми, нравится отдавать приказы, видеть, как его слушаются, как ему подчиняются. Известно, что человек, постоянно отдающий приказы, подвержен опасности возникновения у него чувства превосходства, что ослабляет его способности к самокритике и желание повышать свою квалификацию. А это закрывает пути развития, приводит к исчезновению простоты в отношении к людям и проявлению вместо нее снисходительного отношения к подчиненным. Естественно, что подчиненные относятся к такому менеджеру негативно.
Глава 8. Власть и влияние менеджера
В результате в коллективе формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для конфликтов. При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля менеджер относится к подчиненным уже снисходительно, по-отечески, иногда интересуется их мнением (но несмотря на убедительность отдельных доводов, как правило, поступает по-своему), предоставляет ограниченную самостоятельность. Наказания при такой разновидности автократического стиля используются не так часто. Применение подобного стиля управления хотя и обеспечивает в ряде случаев высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, в большинстве случаев уничтожают стимулы к работе.
В настоящее время на предприятиях существует немало менеджеров, предпочитающих применять авторитарный стиль управления.
Основные причины значительной распространенности авторитарного стиля руководства:
• менеджер убежден, что нет смысла советоваться с подчиненными, так как их сознание находится на низком уровне;
• он не верит в знание и опыт своих подчиненных;
• менеджер убежден, что подчиненные должны бояться его;
• автократом быть гораздо легче и удобнее, чем демократом, так как можно меньше требовать от себя, больше от других;
• легче командовать, повышать голос, работать на эмоциях, чем по-настоящему организовать производственный процесс;
• перегруженность менеджера вызывает желание решать вопросы быстрее, а для этого лучше команда, а не совет, приказ, а не обсуждение;
• властолюбие, преувеличенное самомнение.
В результате многочисленных обследований на предприятиях