Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Утечки мозгов». Краткая история




«Утечка мозгов» имеет давнюю историю. На протяжении многих веков таланты часто отправлялись в иные страны. Причин для этого было очень много — более высокий уровень жизни, религиозная свобода и так далее. В ряде случаев переезд «мозгов» приводил к крайне заметным и долговременным последствиям.

Эми Чуа (Amy Chua), автор книги «День Империи. Как гипердержавы достигали глобального доминирования» (Day of Empire: How Hyperpowers Rise to Global Dominance), доказывает, что страны, которые на протяжении определенного времени играли колоссальную роль в мире, торжествовали, прежде всего, за счет терпимости — то есть, умения использовать в своих целях толерантность, естественно, понимаемую в терминах своего времени. Это позволяло им использовать «утечку мозгов» в своих целях — то есть, привлекать наиболее талантливых и предприимчивых иностранцев.

Так, преследования гугенотов во Франции в 1500-е годы привели к тому, что последние перебрались в соседние Нидерланды, Англию и Швейцарию. Так как во Франции гугеноты специализировались на изготовлении высококачественных тканей, изготовлении шляп и часов, обработке металла и других производствах, они смогли быстро создать новые отрасли промышленности на своей новой родине — во Франции же эти сферы производства на полтора столетия пришли в упадок.

В 1492 году Испания организовала «утечку мозгов» по собственной инициативе — она изгнала из страны евреев. Еврейские торговцы и ювелиры примерно полтысячелетия контролировали торговлю алмазами в Европе и на Ближнем Востоке. В результате, бежавшие из Испании евреи создали новые мировые центры этой торговли — в португальском Лиссабоне (туда поставлялись практически все алмазы, импортируемые в Европу) и голландском Антверпене, который превратился в крупнейший в мире центр огранки алмазов. После того, как в Португалии была создана инквизиция по испанскому образцу (1540-е годы), в Антверпен переехало большинство лиссабонских алмазных дилеров, благодаря чему этот город на 300 лет стал крупнейшим алмазным центром мира.

В конце XVII века в Лондоне была создана биржа, учредителями которой стали многие финансисты, переселившиеся в Англию из Голландии, Германии и Франции. Причины их переезда были весьма разнообразными — среди них были не только возможности для бизнеса, но и покровительство закона. Иностранные «мозги» также участвовали в создании Банка Англии (Bank of England) — среди участников этого процесса были члены знаменитой семьи Ротшильдов. Результатом этого процесса стало превращение Лондона в мировой финансовый центр. Лондон играл главную и неоспоримую роль в системе международных финансов примерно с 1815 по 1914 годы. Аналогичные процессы шли во многих других сферах британской экономики. Иностранные «мозги» позволили создать колоссальную империю — в конце XIX века на британских островах проживало лишь 2% населения планеты, однако британская промышленность составляла 40—45% мировой. «Мозги» для империи поставляли и шотландцы, которые утратили независимое государство. В результате, славу британской науки составили шотландцы — «отец» современной экономики Адам Смит (Adam Smith) и философ Дэвид Хьюм (David Hume). Первый паровой двигатель изготовил шотландец Джеймс Уатт (James Watt), благодаря которому началась индустриальная революция. Еще один шотландец — Джеймс Нэсмит (James Nasmyth) — в 1839 году изобрел бормашину, давшую начало современной стоматологии.




Попытки остановить миграцию высокообразованных и умелых людей, как правило, не приводили к успехам. Историк Дорон Бен-Атар (Doron Ben-Atar), автор книги «Торговые секреты» (Trade Secrets), указывает, что подобные эксперименты предпринимались многими державами. Вероятно, наиболее широко известен венецианский эксперимент, когда мастерам, владевшим секретами изготовления знаменитого стекла, запрещалось покидать остров Мурано в венецианской лагуне, а за продажу производственных тайн им грозила смертная казнь.

После образования независимых Соединенных Штатов Америки Британская Империя приняла жесткие законы, призванные не допустить миграцию английских и ирландских ремесленников в Новый Свет. Любой человек, желавший отплыть в Америку, должен был сперва получить справку, что он не является и никогда не являлся специалистом в обработке и изготовлении шерсти, железа, стали, часов и машин. Нарушителям закона грозило тюремное заключение и конфискация собственности.



Германия XIX века для борьбы с «утечкой мозгов» использовала иной метод — пропаганду. В Пруссии и иных германских государствах власти обязывали газеты публиковать специально подготовленные статьи, в которых описывалась жуткая нищета германских эмигрантов, переехавших в Америку и иные подробности их беспросветной жизни. Любопытно, что США тогда начали контрпропагандистскую кампанию, лидеры страны призывали иммигрантов писать своим родным и знакомым письма с описанием реального положения дел.

В свою очередь, многие государства пытались привлекать «мозги» и «руки». Подобным образом действовали правители многих империй: от Древнеперсидской — до Османской и Российской. При этом инициатива часто исходила не только от высших властей государств. Активно действовали отдельные провинции, города и коммерсанты, пытавшиеся привлечь к себе лучшие «мозги» и «руки».

Роль «утечки мозгов» в судьбе государства может проиллюстрировать история Цзянь Сюэсэня. Этот ученый считается «отцом» китайской космической программы — в 2003 году Китай стал третьей, после СССР и США, страной мира, которая смогла направить человека в космос. Цзянь Сюэсэнь (Qian Xuesen) родился в 1911 году в Китае. В 1936 году он уехал на учебу в США, где сперва изучал аэродинамику в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology), а затем в Калифорнийском Технологическом Институте (California Institute of Technology). Во время Второй Мировой войны он служил офицером в Армии США (US Army), а после окончания войны входил в состав Научного совета при ВВС США (US Air Force). Уже тогда среди коллег он имел репутацию гения. В 1949 году он предложил концепцию «шаттла» — «космического самолета». Карьера Цзянь Сюэсэня в США была погублена в результате «охоты на ведьм», которую организовал сенатор Джозеф МакКарти (Joseph McCarthy), боровшийся с распространением коммунизма. Сюэсэня обвинили в коммунистических симпатиях (он категорически отрицал это) и в 1955 году выслали на родину, лишив гражданства США. В Китае Цзянь Сюэсэнь фактически с нуля создал ракетно-космическую промышленность. Под его руководством создавались китайские баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки, и первый китайский спутник. Его работы также стали основой для создания пилотируемого космического корабля. Ныне Пентагон выражает постоянно беспокойство военным усилением Китая — по иронии судьбы важную роль в этом сыграл бывший американский ученый и военный.





Дата добавления: 2014-02-13; просмотров: 515; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10066 - | 7739 - или читать все...

Читайте также:

 

54.81.69.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.