Русская советская философия

Отечественная религиозная философия ХХ века

Русская религиозная философия. Г.Г.Шпет, П.А.Флоренский, Л. Шестов.

Густав Густавович Шпет (1879-1937) - русский философ и искусствовед - в начальный период увлекался психологией, разделяя в целом неокантианские установки, но достаточно быстро пришел к осознанию неприемлемости для себя этой методологической позиции. Шпет был не только слушателем, но и учеником и другом Э. Гуссерля. Считается, что Шпет являлся ведущим представителем феноменологии в России, однако уже в работе «Явление и смысл» заложены все предпосылки последующего «герменевтического поворота», а также поздних культурно-исторических анализов.

Павел Александрович Флоренский ( 1882-1937) уже в студенческие годы начал писать, наряду с математическими, и философские труды. В 1911 г. защитил магистерскую диссертацию, в основу которой положена его первая фундаментальная книга «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи». В 1911 г. Флоренский был рукоположен в сан священника, то стало одним из ключевых событий его биографии. С 1911 по 1917 г. -редактор «Богословского вестника» Московской духовной академии. Флоренский участвовал в работах по знаменитому плану ГОЭЛРО; с 1921 г. занимал ответственные должности в системе ВСНХ; с 1927 г. являлся одним из редакторов «Технической энциклопедии».

Флоренский дважды подвергался арестам (1928 и -33гг.). Последний арест окончился трагически - в 1937 г., предположительно под Ленинградом, отец Павел был расстрелян.

Понятие символа (от греч. «знак, примета») широчайше используется в религии, эстетике, искусстве. В противоположность этому общая философская теория символа совсем небогата. Ее основу составляют построения Гегеля и в особенности Шеллинга, создававшиеся под непосредственным влиянием миросозерцания Гете. В качестве основного, классического определения утвердилась формула Шеллинга: «Синтез того и другого (схематического и аллегорического способов изображения), где ни общее не обозначает особенного, ни особенное не обозначает общего, но где то и другое абсолютно едины, есть символ».

Лев Шестов (наст, имя Лев Исаакович Шварцман, 1866-1938)-выдающийся русский философ-иррационалист, литератор, близкий идеям религиозного экзистенциализма и персонализма.

«Библейская философия» (она же Библия, а иногда даже «иудаизм»), в понимании Шестова, «много глубже и проникновеннее современной философии». А душа ее в том, что «Бог создал человека по своему образу и подобию и, создавши, благословил его».

Доминанта диалектического материализма и марксизма. Идеологический гнет на отечественную философию. А.М. Деборин «Ленин как философ»(1929-30). В 1931 г в Москве создается Институт истории, философии и литературы. И.И. Степанцов (Скворцов) «Исторический материализм и современное естествознание».

Анализ высших психических функций человека, роль слова и языка в их формировании. Лев Семенович Выгодский, позднее С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев.

М.М. Бахтин о философском обосновании литературы и культуры.

В 50-60 гг. Г.П Щедровицкий разрабатывал проблемы методологии познания. В послевоенный период возникает русская школа конструктивизма в логике и математике (А.А. Марков, Н.А. Шванин и др.).

В 60-70-е гг. получили широкий резонанс дискуссии о природе идеального (Э.В. Ильенков, Д.И. Дубровский). П.В. Копнин, В.С. Степин разрабатывают проблемы методологии науки.

Семиотику культуры разрабатывает Ю.М. Лотман (Московско-Тартуская школа).

В.С. Библер разрабатывал концепцию мышления как диалога различных логик, исследовал проблему познания в рамках теории культуры.

Издаются философская периодика «Вопросы философии»(1947), «Философские науки»(1958), «Философская энциклопедия»(1960-70) «Вестник РФО»(1997) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: