Методологические основы государственного управления

Лондонский клуб (1976)

Неформальная организация негосударственный коммерческих банков – крдиторов (более 1000 банков).

См фото!!!!

Управление - это широкая область, включающая в себя большое количество проблем. Разные стороны управленческих отношений исследуются различными науками. Здесь мы можем найти философские вопросы управления и проблемы кибернетики, проблемы управления, связанные с вопросами социологии, политологии, политической экономии, административного права, вопросы государственного управления. Все это обусловлено вполне закономерным процессом усложнения и дифференциации человеческого знания.

Рассмотрение государственного и муниципального управления необходимо начать с общих положений, обозначив ряд философских, политологических, социологических, частно- и общенаучных аспектов, которые характеризуют природу государственного управления, составляют его “метатеорию” и служат основой для последующего систематического описания его специфики.

а) Философские основы государственного и муниципального управления. Для описания государственного управления особо важно определение понятий “регулирование”, “управление”, “саморегулирование” и “самоуправление”. Следует отметить, что в литературе понятия “управление” и “регулирование” часто отождествляются. При этом в общественных науках больше распространен термин “регулирование”, а кибернетика в основном пользуется термином “управление”. Кроме того, в общественных науках есть тенденция употребления термина “регулирование”, а вместе с ним и “упорядочение” в более широком, чем “управление”, смысле.

б) Политологические основы государственного и муниципального управления. Поскольку государственное управление - явление принципиально политическое, наука государственного управления не может обойтись без тех методологических положений, которые разрабатывает политология. В государственном управлении политика в первую очередь рассматривается как деятельность. Именно из курса политологии мы знаем, что политика:

это социальная деятельность в широких масштабах;

пронизывает и питает всю общественную жизнь;

обеспечивает интересы различных социальных групп;

формируется на определенной идеологической основе и опирается на нее (политика - практическое воплощение соответствующей идеологии);

это сотрудничество и борьба социальных сил и их организаций. Эти две взаимно переплетающиеся формы деятельности обусловлены более или менее полным и длительным совпадением, расхождением или противоположностью интересов (коренных и частных) субъектов политики.

это организованная деятельность. Она осуществляется не только непосредственно классами, нациями, социальными группами, но и создаваемыми ими специальными организациями (производные субъекты политики), и регламентируется системой социальных норм различной природы. Ведущую роль в политике играют политические партии. Основным орудием политики господствующего класса является государство.

в) Социологические и социально-психологические основы государственного и муниципального управления. Большой вклад в разработку проблем социологии власти внес М. Вебер, согласно которому социология власти оперирует тремя основными понятиями:

 бюрократия,

 традиционализм,

 харизма.

Применительно к науке государственного управления Макс Вебер успешно использовал свою методологию в основном при изучении бюрократии США и Германии. При этом не следует забывать, что для него бюрократия - одна из трех форм власти, основанная на законности назначенного руководства, на том, что повиновение является “делом чести служащего”, который должен быть “всегда под рукой”.

г) Общие и частнонаучные основы государственного и муниципального управления. Государственное управление касается всех социально значимых аспектов деятельности индивидуальных и коллективных членов общества, в которое включается не только социальная жизнь, но и совершенно необходимые для человеческой жизнедеятельности фрагменты живой и неживой природы, в среде которой проходит человеческая деятельность. Поэтому при решении проблем государственного управления с неизбежностью приходится опираться на основные положения и других наук.

д) общесистемные и праксиологические основы государственного и муниципального управления. Общесистемные - это общенаучные положения, выработанные кибернетикой, общей теорией систем, общей теорией организации и другими общенаучными дисциплинами. Теория управления и наука государственного управления исследуют управление как деятельность. Поэтому системный подход, рассматривающий преимущественно институциональные аспекты проблемы, применительно к этим научным направлениям, должен сочетаться с деятельностным (праксеологическим), позволяющим дать динамическую характеристику целеустремленных систем.

е) Некоторые частнонаучные основы государственного и муниципального управления. Стали глобальными и в настоящее время приобретают политический характер экологические проблемы. Кроме того, для науки государственного управления принципиальное значение приобретают естественнонаучные идеи:

 сочетания энтропийных и негэнтропийных процессов;

 ритмичности;

 необходимого разнообразия.

Таким образом, государственное и муниципальное управление является наукой синтетической, объединяющей в себе и конкретизирующей в соответствии со спецификой своего предмета научные достижения целого ряда научных дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: