Основные направления науки государственного управления

Государственное управление как объект исследования.

а) Термин “наука государственного управления”. Одним из первых употребил термин “наука государственного управления” Анри Вивьен, который в 1845 году выпустил свою работу “Очерки по администрации”. По его мнению, наука государственного управления должна изучать администрацию в ее отношениях и взаимодействиях с государством как политической системой, а административное право должно изучать администрацию в ее взаимосвязях с частными лицами. С современной точки зрения наука государственного управления является интегративной научной дисциплиной, в которой в снятом виде представлен достаточно широкий спектр научных знаний, в том числе и по административному праву.

Государственное управление - это организационное сотрудничество государства с коллективными и индивидуальными членами общества (юридическими и физическими лицами), обеспечивающее политически целесообразное закономерное функционирование и развитие общественных отношений.

Существует и другое, узкое понимание термина “государственное управление”. В нем государственное управление сводится к административной деятельности исполнительно-распорядительных органов государства. В этом значении термин “государственное управление” в основном использовался в отечественной юридической литературе, что было связано с необходимостью регламентации действий административных органов. В зарубежной литературе такое понимание государственного управления нашло достаточно широкое распространение.

Применительно к государственному управлению выделяются два момента. Во-первых, управление возникает тогда, когда уже выбрано конкретное политическое решение (policy), и поэтому необходимо учитывать, что политика и политическое решение отличаются от управленческого решения. Термин “политика” (или политический курс) - policy - применяется тогда, когда речь идет о решениях, затрагивающих основные цели или задачи какой-либо организации, в том числе и государства. Выработка же политического решения (policy-making) связана с определением приоритетов и наиболее оптимальных предпочтений. Как правило, такая форма деятельности предшествует акту управления.

На сегодняшний день исследования в области науки государственного управления условно можно сгруппировать вокруг трех основных направлений:

• структурно-институционального;

• социологического или социально-психологического;

• вокруг дисциплин, связанных с изучением вопросов организации.

а) структурно-институциональное направление. Предметом многочисленных исследований в этой области служит организация правительственных служб, центральные органы государственного управления и периферийные службы, координация на министерском уровне, техника принятия решений, подготовка нормативных актов, хранение документов, административная иерархия, структура органов государственного управления, а также отношения между государственной администрацией и политикой, государственной администрацией и окружающей средой, государственной администрацией и общественным мнением.

При рассмотрении систем управления структурно-институциональное направление в основном затрагивает три большие темы:

 координацию;

 децентрализацию;

 участие.

Мы встретимся с ними в основных темах курса.

б) социологическое и социально-психологическое направление. Социология управления, рассматриваемая как социологическое изучение аппарата управления, не совпадает полностью с наукой государственного управления. Социологи иногда склонны полагать, что познание институтов или практики управления носит второстепенный характер, ограничиваются анкетным опросом или интервьюированием, а, в результате, либо вновь открывают известные классические положения, либо пристрастно рассматривают лишь какую-то часть проблемы управления. В некоторых социологических исследованиях имеются неточности, на которые следует обратить внимание.

Практически в рамках этого направления речь идет об изучении некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала. К вопросам данного типа можно отнести изучение взаимоотношений между администрацией и группами давления. Здесь обычно исследуется, как протекает процесс принятия управленческих решений относительно интересов, представляемых группами давления, либо об их воздействии на администрацию в целом.

Французская социология в области государственного управления или иных организованных групп изучает главным образом два явления:

• сопротивление переменам, т.е. различные средства, используемые внутри аппарата управления и за его пределами с целью парализовать реформы или извратить их первоначальный замысел;

• сам административный корпус, т.е. поведение составляющих их чиновников, направленное на то, чтобы получить власть принимать решения в управленческом аппарате.

К сфере науки государственного управления можно отнести также и прикладные исследования в области административного права. Изучение административного права с социологических позиций позволило проанализировать ряд явлений, которые при использовании чисто юридических методов оставались незамеченными:

• социальное положение жалобщиков;

• какие действия административных органов чаще оспариваются в административном трибунале;

• типология споров и правонарушений;

• длительность процессов.

Одним словом, речь идет об эффективности контроля, осуществляемого административной юстицией. При рассмотрении всех этих проблем приходится сталкиваться с общетеоретическими вопросами.

в) направление науки государственного управления, связанное с дисциплинами, изучающими вопросы организации. Это направление связано с развитием взглядов прямых или косвенных последователей А.Файоля. То есть речь идет о научной школе, приравнивающей управление государственным аппаратом к управлению крупным предприятием, для которой соображения эффективности и рентабельности довлеют над всем. На наш взгляд, к работам представителей этого направления необходимо подходить с определенной осторожностью. Любая организация подчиняется каким-то общим принципам, которые как раз и раскрываются в работах представителей этого научного направления. В то же время государственная организация и управление ею имеют специфические отличия, пренебрежение которыми может привести к нежелательным результатам.

Вопросы по теме.

1.1. Что предполагает принцип сабсидиарности?

1.2. Какой принцип нацелен на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням?

1.3. Какой принцип предполагает приоритет федерального права над региональным?

1.4. Что понимается под территориально общественным самоуправлением?

1.5. Что объединяет единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: