Тема 6. Федеральная таможенная служба в системе государственного управления

Функциональное содержание государственного управления.

Деятельность государственного аппарата (государства) можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя деятельность играет сугубо обеспечивающую, служебную роль по отношению к внешней. И если внутреннее функционирование позволяет рассматривать государственную систему саму по себе (например, государственная служба и основы ее функционирования), то внешнее функционирование обязательно предполагает рассмотрение государственного аппарата в качестве относительно самостоятельной, автономной единицы в рамках более широкого и сложного образования - общества.

Государство как основной институт политической системы, осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Оно представляет собой и форму организации всего общества в целом. Поэтому внешнее функционирование государстваозначает особый тип его взаимодействия с обществом. В этой связи государство не несет ответственности и не обладает компетенцией в решении всех вопросов, стоящих перед обществом или личностью, а общество как социальная система не является непосредственно объектом государственного управления. Круг функций и сфера деятельности государства ограничивается и далеко не все, происходящее в обществе, подлежит регулированию со стороны государства.

Управление всегда носит обеспечивающий характер. Соответственно, государственное управление связано с удовлетворениемобщих потребностей общества, обеспечивая ему нормальное функционирование и развитие. Государство взаимодействует не просто с обществом как некоторой совокупностью людей, их связей и отношений, а с его организационными проявлениями. Организационное упорядочение общества, постоянное поддержание и совершенствование его организационных форм в процессе повседневной деятельности есть первейшая потребность общества как объекта государственного воздействия.

Кроме того, для нормального функционирования общество должно иметь общую ориентацию своего развития. Для этого государство как субъект управления должно определить политику, т.е. обосновать и сформулировать главные и второстепенные, перспективные и ближайшие цели, конкретизировать их в задачах и, главное, обеспечить общество соответствующей информацией.

Деятельность общества невозможна без наличия соответствующих ресурсов (трудовых, технических, вещественно-энергетических, финансовых, информационных и т.д.) и условий, которые позволяют ему выполнить заданную субъектом управления программу. Обеспечение ресурсов и условий деятельности - следующая важная потребность общества как объекта государственного воздействия. Общество постоянно нуждается в устойчивой упорядоченности, субординированности и скоординированности, без которых вообще невозможна какая-либо совместная деятельность.

Функции государственного управления нельзя рассматривать вне закона соотносимости управляющей и управляемой систем. Это положение важно при установлении объема функций государства и его органов управления. Критерием в данном случае должны служить содержание и масштаб конкретного объекта управления.

Можно выделить следующие объекты, дающие общее представление о масштабах и сложности государственного управления:

исходные объективно данные элементы социальной действительности (люди, природа, средства и орудия труда, территория, социальные процессы и связанные с ними социальные отношения);

организационные структуры естественноисторического происхождения (элементы социальной, экономической, политической структуры и их сочетания, отношения людей и их образований);

институированные естественно складывающиеся и искусственно организованные структуры, отражающие степень сознательного воздействия людей на объективные формы их бытия (совокупность сфер экономического, политического и социально-культурного строительства).

Отсюда видно, что потребности общества как объекта государственного управления сложны и многообразны. Поэтому содержание деятельности системы государственного управления должно быть расчленено на относительно самостоятельные и обособленные части, характеризующие однородные участки приложения усилий. Эти однородные части деятельности правомерно рассматривать в качестве основных функций системы государственного управления.

а) Функции государства.

Функция государства - это необходимое, однородное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач. Это важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования - экономической, политической, социальной и иных. С эволюцией государства меняется и его деятельностная сторона. Появляются новые направления деятельности. Эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие его функции. Однако, несмотря на изменчивость и многообразие государственных функций можно найти достаточно устойчивые характеристики, которые позволяют отнести те или иные стороны деятельности государства к той или иной функции. К этим характеристикам относятся:

 прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной, правовой);

 непосредственная связь между формальными характеристиками государства и социальным назначением, которое реализуется в его деятельности;

 направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение общественно значимых целей, встающих на определенном историческом этапе развития общества;

 деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе и властно-принудительных методов.

Совокупность этих характеристик позволяет говорить о наличии у государства соответствующих функций. Именно в этой связи государственная организация общества приобретает свою социальную ценность.

Вплоть до первой половины 20-го века господствующим с точки зрения приоритетных функций было так называемое полицейское государство, имевшее ограниченные обязанности, которые в основном сводились к поддержанию законности и правопорядка, обеспечению обороноспособности страны и разрешению различного рода внезапно возникающих проблем. У государства не было ни желания, ни необходимых ресурсов, ни инфраструктуры для предоставления социальных услуг населению. Вместо государства этим занимались частные или неформальные организации: семья, церковь, благотворительные организации.

Сегодня эти функции приняло на себя государство. Именно оно, в основном, обеспечивает предоставление услуг в сфере образования, здравоохранения, пособий и т.д. Большинство современных государств или уже являются социальными, или, по крайней мере, ориентируются на создание такового.

Поскольку, в принципе, любое государство социально, термин “социальное государство” используется для того, чтобы подчеркнуть его способность проводить современную социальную политику. В англо-американской политической науке и практике с этой целью используется термин “welfare state”, что дословно означает “государство благосостояния”.

Обычно социальное государство определяется как государство, которое играет главную роль в обеспечении гарантии минимального стандарта благосостояния своих граждан. Основные социальные аспекты “благосостояния” - медицинское обслуживание, образование, жильё, социальная помощь и поддержание минимального уровня дохода. В целом, социальное государство должно обеспечивать:

 движение к утверждению в обществе социальной справедливости;

 ослабление социального неравенства;

 предоставление каждому человеку работы или иного источника существования;

 сохранение мира и согласия в обществе;

 формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Таким образом, в рамках определения и реализации государственной политики, функционирования всей системы государственного управления любой социальный вопрос a priori оказывается политически важным. Экономика при этом рассматривается как необходимое основание широкомасштабной социальной политики, и это является главным критерием при принятии тех или иных социальных решений.

Несмотря на наличие общей объединяющей идеи - приоритетности решения социальных проблем, существуют заметные различия между социальными государствами. Обычно выделяют три основных типа социального государства.

1. Либеральное

2. Консервативное.

3. Социал-демократическое социальное государство.

Выбор той или иной модели социального государства связан не только с экономическими возможностями, но и с рядом политических факторов. Чаще всего склонны к проведению более сильной и последовательной социальной политики государства с более высоким уровнем централизации (Великобритания), с доминированием левых сил, достаточно долгое время находящихся у власти (Швеция). То же можно сказать и о государствах, где сильны католические партии (Австрия).

Значительно меньше затраты на проведение социальной политики в федеративных государствах и тех, где наиболее влиятельны в политическом отношении правые силы (Италия). В любом случае выбор типа социального государства является осознанным политическим решением, основанным на сопоставлении субъективных политических идеалов и объективных экономических возможностях конкретной страны.

Функции государства подвергаются влиянию внешней среды, в которой государство существует. Для определения этого влияния обычно используется понятие эволюции функций государства. На функции государства оказывает серьезное влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие цивилизации. Причем это воздействие двоякое:

 появляется жизненно важное направление деятельности государства - поддержка науки, особенно фундаментальной, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества;

 появляется необходимость ограничения опасности, возникающей от неконтролируемого возникновения и использования современных научно-технических достижений.

В результате возникает необходимость в деятельности государства по:

 поддержке и защите интеллектуальной собственности, т.е. созданию условий для успешной научной деятельности;

 ограничению вредных последствий НТП, особенно в таких новых областях, как генетика, медицинская биология и др. (трансплантация органов человека, изменение пола, искусственное оплодотворение, проблема эвтаназии).

 учету экологического фактора.

 интернационализации мировой экономики.

 информатизации общества.

Одна из важнейших функций государства заключается в так называемом “распределении ресурсов”. Под такими “ресурсами” понимаются:

 рабочая сила (трудовые ресурсы);

 движимость и недвижимость (транспортные системы; земля);

 природные ресурсы;

 капитал и финансы;

 концентрация производства, товаров и услуг и т.д.

Проблемы государственного управления, затрагивающее публичные аспекты распределения “ресурсов”, в конечном итоге проявляются в механизме реализации полномочий власти, претендующей на “адекватное отображение” интересов всего общества. Такими интересами являются наиболее актуальные сегодня проблемы: энергетическая, транспортная, демографическая политика, охрана окружающей среды, урбанизация и др. Государство, воспринимая такие публичные функции, все активнее внедряется в каждодневную жизнь “управляемых”.

Государственное управление осуществляет, прежде всего, взаимосвязь и взаимодействие всех существующих в рамках государства подсистем с политической (политические партии), экономической и финансовой (государственное регулирование экономических процессов) сферами, с природной средой, являющейся средой существования государства (осуществление природоохранных мероприятий и экологической защиты). Через каждую из этих подсистем органы государственного управления оказывают влияние на человека, но лишь опосредовано, поскольку он не является непосредственным объектом государственного управления.

Таким образом, функции государства представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования - экономической, политической, социальной и иных.

б) Разделение властей. Идея сдержек и противовесов.

Сегодня принцип разделения властей является одним из самых фундаментальных в устройстве и функционировании государственного механизма подавляющего большинства стран. Однако признание этого принципа не ведет к отрицанию понимания власти как структурно упорядоченной целостности. Власть по своей природе едина. Проблема разделения властей возникает только в условиях гетерогенных социумов, где имеются различные хозяйственные и политические субъекты со своими специфическими интересами и целями и наличествуют элементы гражданского общества. Именно в этих обстоятельствах появляется острая необходимость в функциональном обособлении, специализации ветвей власти, способствующих поддержанию в обществе определенного баланса. Политико-правовые основы такого обособления сводятся к двум принципиальным моментам.

Во-первых, в деле управления государством нельзя полагаться лишь на благие намерения и добродетели правителей, поскольку сама возможность неограниченной власти способна превратить в тирана любого лидера, что чревато нарушением баланса во взаимоотношениях власти и общества и разрушением целостности политической системы.

Во-вторых, принцип разделения властей неразрывно связан с идеей права каждого гражданина на осуществление власти. Таким образом, он является основой демократии и демократического устройства общества. Существуют два вида разделения властей: функциональное и территориальное.

Под функциональным разделением понимается расчленение государственной власти на отдельные, независимые друг от друга ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Наряду с функциональным существует также и территориальное разделение власти на центральную, региональную и местную. К одному из основополагающих принципов территориального разделения власти относится, например, федерализм, смысл которого состоит в усилении правового государства и демократии в результате дополнения горизонтального деления власти делегированием ее сверху вниз.

в) Территориальное устройство государства.

Практическая реализация любого из основополагающих принципов современной государственности осуществляется в рамках определенных территориальных единиц конкретными органами власти. Власть взаимодействует с гражданами преимущественно через них. При этом вопросы государственно-территориального устройства в первую очередь должны способствовать созданию надежных гарантий уважения прав человека, в том числе прав национальных и иных меньшинств. Это необходимое условие существования подлинно демократического государства.

Вторым важнейшим условием определения форм территориально-государственного устройства является экономическая, социальная, оборонная или иная целесообразность.

К третьему критерию можно отнести выражение и защиту специфически национальных, лингвистических, религиозных, культурно-исторических, региональных и некоторых других групповых интересов.

Четвертый критерий определения форм территориальной государственности - степень демократизма государственного устройства, т.е. возможность легитимизации власти, политического участия граждан, общественной самореализации личности.

К пятому критерию относят возможность предотвращения или же институализированного, относительно безболезненного разрешения конфликтов, что в современных российских условиях может приобрести едва ли не решающее значение.

Важнейшей отличительной чертой децентрализованных унитарных государств является то, что в них крупные регионы располагают широкой автономией и даже имеют собственные парламенты, правительства и административно-управленческие структуры.

Вопросы по теме.

5.1. Как соотносятся понятия «государственное управление» и «политика»?

5.2. Назовите основной принцип организации деятельности в государственных организациях.

5.3. Назовите основной принцип деятельности социального государства.

5.4. Основная цель функционального разделения властей в государстве -

5.5. К чьим функциям в Российской Федерации относятся мероприятия по обеспечению законности, прав и свобод граждан?


Федера́льная слу́жба — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России. Руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: