Основные подходы к пониманию и исследованию воли

Лекция 13. Волевая регуляция поведения

Лекция 13. Волевая регуляция поведения

Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.

Общая характеристика психологии эмоций. Основные понятия. Проблема критерия эмоционального. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии: учение Б.Спинозы об аффектах. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге. Трехмерная теория В.Вундта. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии: центральные теории эмоций (Кеннона, Барда, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Когнитивно-физиологическая теория Шехтера. Активизационная теория Линдсея-Хебба. Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Функции переживаний. Разновидности эмоциональных явлений: чувственный тон, стресс, аффект, настроение, фрустрация и др. Неблагоприятные эмоциональные состояния у человека. Высшие человеческие чувства, их историческая обусловленность и классификация. Эмоции и личность. Понятие об эмоциональной воспитанности человека.

Основные подходы к пониманию и исследованию воли. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Ситуации, в которых необходима волевая регуляция. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Эмпирические исследования волевой регуляции. Психологические механизмы волевой регуляции. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по В.А.Иванникову. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Диагностика уровня развития волевых качеств человека. Воспитание и самовоспитание воли.


Понятие воли было введено как понятие объяснительное.

По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его осуществлении.

Действия, имеющие источник активности в самом человеке, т. е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками.

В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определенной активности, идущей от него самого.

Аристотель впервые описал реальности, которые требовали для своего объяснения введения в систему психологических понятий понятия воли. Такими реальностями были выбор действия, его инициация и владение собой

В современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

В рамках мотивационного подхода можно выделить три самостоятельных варианта представлений о природе воли.

1. Воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).

2. Воля выделяется как самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все другие психические процессы.

3. Воля рассматривается как тесно связанная, но несовпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.

В рамках мотивационного подхода можно выделить три самостоятельных варианта представлений о природе воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: