Лекция 13. Волевая регуляция поведения
Лекция 13. Волевая регуляция поведения
Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.
Общая характеристика психологии эмоций. Основные понятия. Проблема критерия эмоционального. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии: учение Б.Спинозы об аффектах. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге. Трехмерная теория В.Вундта. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии: центральные теории эмоций (Кеннона, Барда, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Когнитивно-физиологическая теория Шехтера. Активизационная теория Линдсея-Хебба. Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Функции переживаний. Разновидности эмоциональных явлений: чувственный тон, стресс, аффект, настроение, фрустрация и др. Неблагоприятные эмоциональные состояния у человека. Высшие человеческие чувства, их историческая обусловленность и классификация. Эмоции и личность. Понятие об эмоциональной воспитанности человека.
|
|
Основные подходы к пониманию и исследованию воли. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Ситуации, в которых необходима волевая регуляция. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Эмпирические исследования волевой регуляции. Психологические механизмы волевой регуляции. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по В.А.Иванникову. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Диагностика уровня развития волевых качеств человека. Воспитание и самовоспитание воли.
Понятие воли было введено как понятие объяснительное.
По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его осуществлении.
Действия, имеющие источник активности в самом человеке, т. е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками.
В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определенной активности, идущей от него самого.
Аристотель впервые описал реальности, которые требовали для своего объяснения введения в систему психологических понятий понятия воли. Такими реальностями были выбор действия, его инициация и владение собой
|
|
В современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
В рамках мотивационного подхода можно выделить три самостоятельных варианта представлений о природе воли.
1. Воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).
2. Воля выделяется как самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все другие психические процессы.
3. Воля рассматривается как тесно связанная, но несовпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.
В рамках мотивационного подхода можно выделить три самостоятельных варианта представлений о природе воли.