Концептуальные подходы к определению понятия и сущности социального воспитания

Литература

Тема 2. Социально-педагогическое взаимодействие в структуре социального воспитания

Взаимодействие в социально-педагогической деятельности, его цели и задачи

Взаимодействие социального педагога с клиентом – это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически

осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого, общность и понимание ситуации, смысла действий, направленных на решение проблем клиента или изменение ситуации.

Среди форм взаимодействия можно выделить:

- непосредственный контакт между социальным педагогом и клиентом;

- опосредованный контакт, предполагающий целый ряд связующих механизмов.

В процессе взаимодействия используются различные методы и технологии, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитация, адаптация, восстановление социального статуса. В качестве ведущей цели взаимодействия в социально-педагогической деятельности выступает развитие личности клиента, гуманизация его отношений и среды, оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Вышесказанное предполагает:

- увеличение степени самостоятельности клиента, его способности эффективно решать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиент может максимально проявить свои возможности;

адаптация или реадаптация в обществе.

1.Концептуальные подходы к определению понятия и сущности социального воспитания.

2. Диалогово - деятельностная концепция и субъект-субъектный подход к воспитанию.

3. Ценностное содержание социально-педагогического взаимодействия в процессе воспитания.

1. Коломинский, Я.Л. и др. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Мн., 2002.

2. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение/ В.Н. Куницына – СПб., 2001.

3. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. – М., 2004.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М., 2000.

5. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А. Морева. – М., 2003.

6. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М., 2002.

7. Шелихова Н.И.Техника педагогического общения / Н.И. Шелихова. – М., 1998. – С. 22-25; 33-34.

8. Щуркова Н.Е.Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М., 1998. – С. 52-53.

Воспитание - важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса.

Термин «социальный» (от лат. socialis – общественный) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. По своей сути социальное воспитание это целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе.

Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включая его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.

.

Общественное социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

Социальное воспитание — забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения).

Задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами успешной социализированности, которая предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем.

В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием (А.В. Мудрик). Процесс социального воспитания осуществляется в семье, образовательных учреждениях, в среде неформального общения.

Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: