Человек в системе социальных взаимодействий

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Схему социально-педагогического, учебно-педагогического взаимодействия в последние годы трактуют как двустороннее субъект-субъектное взаимодействие, где учитель и ученик, воспитатель и воспитуемый – субъекты, они образуют общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели этого взаимодействия.

Задача – обучать такому взаимодействию. Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности. Важнейшей частью подготовки детей, подростков, юношей к взаимодействию можно считать формирование у них социально ценных установок. Необходимо, чтобы они относились к партнерам по взаимодействию как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия. У учеников нужно формировать интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату, понимание того, что взаимодействие – это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл».Необходимо ориентировать их на то, что во взаимодействии надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать другим. Формировать эти установки в сфере взаимодействия возможно лишь тогда, когда в коллективе установлен определенный стиль отношений. Но нередко бывает целесообразно применять и специальные меры. А еще чаще – в рамках традиционных сфер жизнедеятельности уделять особое внимание решению этой задачи.

Оптимальным периодом подготовки к взаимодействию является детство, отрочество, юность, когда человек наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими. Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитательной организации несколькими путями:

во-первых, и главным образом, в процессе организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом происходит с помощью соответствующего инструктирования руководителем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации;

во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов, которые предполагают взаимодействие;

в-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр, разрешения ситуаций, органично включенных в жизнь организации.

(Немаловажно и умение ориентироваться в ситуации взаимодействия. Оно предполагает понимание того, что правила взаимодействия в деловой ситуации и на отдыхе, в коллективе и в дружеской компании несколько различны. Умение ориентироваться в ситуации помогает завязывать контакты, создавать ситуацию взаимодействия в том или ином случае, входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы общения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: