Общение как форма социальной коммуникации

Человек живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.

Общение – одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладываются в понятие «общение», могут отличаться.

Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга…» (Маркс К., Энгельс Ф.).

Общение – это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями, переживаниями и чувствами с другими людьми, а также обращение человека к самому себе – к собственной душе. Воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурного, развитого человека общение становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая

утрата (Словарь по этике).

Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.

Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общения в жизни индивида. (Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991. – С. 109.)

Какие сущностные характеристики необходимо рассмотреть для описания общения?

Во-первых, это вопрос о субъекте и объекте общения: кого из партнеров можно считать субъектом, а кого – объектом общения? Чем воздействие типа «субъект – объект» отличается от взаимодействия типа «субъект – субъект»?

Во-вторых, это вопрос о взаимосвязи понятия «общение» с такими общенаучными понятиями, как «коммуникация», «деятельность» и «отношение», а также с педагогическими понятиями «воспитание», «обучение» и «развитие». Важно также прояснить, насколько правомерно использование термина «общение» для описания взаимодействий в системах «человек – человек», «человек – природа», «человек – машина». Ведь в повседневной жизни наряду с выражением «межличностное общение» мы часто используем и такие выражения, как «общение с книгой», «общение с телевизором», «общение с природой», «общение с компьютером».

В-третьих, это вопрос о разновидностях общения: какие существуют подходы к описанию различных видов общения и в чем их особенности?

Рассмотрим указанные сущностные характеристики общения более подробно.

Практика показывает, что не всякое обращение одного человека к другому (учителя к ученику, ученика к учителю), можно считать общением. Ведь порой учитель говорит, а ученик не слышит, так как занят другим делом. А иногда учитель «вещает» так громко и так «правильно», что ученики сознательно не желают слышать своего наставника.

Условием преобразования воздействия в межличностное общение является способность воспринимать партнера в качестве субъекта, как личность, обладающую определенным жизненным опытом, сумевшую создать собственную систему ценностей, имеющую право на свою точку зрения. Даже если жизненный опыт личности школьника в несколько раз меньше, чем у педагога, а система его ценностей не совпадает с подобной системой учителя.

Подобное восприятие школьника в качестве субъекта, способность слышать, видеть и понимать его требуют от учителя определенной позиции, духовных усилий и профессиональных умений. Это особенно характерно для гуманистической педагогики, интерес к которой постоянно растет.

Краткий психологический словарь трактует общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

Таким образом, общение – это довольно емкое и многозначное понятие, охватывающее процессы взаимодействия субъектов, в роли которых могут выступать отдельные личности и группы, реальные и воображаемые партнеры. В процессе общения возможны обмен информацией, взаимовлияние партнеров друг на друга, обмен ролями, самоутверждение и реализация иных функций.

Б.Д. Парыгин отмечает, что существуют все основания для того, чтобы рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Психологи условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект общения связан с обменом информацией. «Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, факты, указания, приказания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать».

Однако если сводить коммуникацию в общении лишь к обмену информацией, то этим мы отождествляем человека с магнитофоном или компьютером, передающим и принимающим определенные порции информации в виде электромагнитных сигналов.

В коммуникативном процессе между людьми происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. Ведь обмен сообщениями происходит ради достижения каких-то целей, удовлетворения тех или иных потребностей партнеров по общению. Напр., в процессе обучения учитель стремится не просто послать информацию своим ученикам, а заботится о том, чтобы эта информация была интересна и значима для них, чтобы каждый из сидящих в классе учеников понял, осмыслил ее и вследствие этого поднялся в своем интеллектуальном или нравственном развитии на более высокую ступеньку. Эффективность коммуникации определяется тем, насколько это удается.

Интерактивный аспект, общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.

Интерактивная сторона общения проявляется и через обмен информацией, и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность. Например, классный руководитель предлагает учащимся своего класса принять участие в озеленении территории школы, а затем вместе с учениками включается в работу: привозит саженцы, высаживает их в землю.

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа. «В повседневной жизни, – отмечает С.Л. Рубинштейн, – общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных…».

Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

Выделение трех сторон общения – коммуникативной, интерактивной и перцептивной – возможно лишь как прием для осуществления анализа, т.к. невозможно выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или «чистое» взаимодействие без коммуникации и восприятия партнера. В то же время каждая из этих сторон имеет свои особенности, которые важно учитывать в профессионально-педагогическом общении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: