Теория конъюнктуры Шумпетера
Йозеф Шумпетер (1883-1950) проводил различие между изобретениями (открытиями, созданием новых благ, новых процессов и новых методов) и инновациями (нововведениями), как коммерческим внедрением изобретений на предприятиях.
Если процесс изобретений носит непрерывный характер, то инновации распространяются циклически. Причина состоит в том, что люди по своей природе консервативны и, до тех пор пока они не проверены, испытывают трудности в принятии новых методов. Но некоторые смелые «предприниматели-пионеры» готовы опробовать новые изобретения. Наградой им служат высокие «пионерные прибыли». Привлеченные высокими доходами, за ними следуют другие предприниматели — предприниматели-«имитаторы». Начинается рост инвестиционной активности, который через мультипликатор приводит к буму.
Окончание подъема связано с тем, что новое оборудование и продукция позволяют насытить спрос и инвестиционная активность вновь ослабеет. Вслед за сокращением спроса начинают снижаться цены нового оборудования и прибыль, распространяется общее пессимистическое настроение, и экономика вступает в фазу спада. Двигателем экономического развития и технического прогресса является та же сила, которая создает циклические колебания экономической активности в рыночной экономике.
|
|
1. Макро- и мезоуровень регулирования торговых отношений
2. Инструменты внешнеторговой политики
3. Показатель уровня защиты страны от импорта
4. Мегауровень регулирования торговых отношений
1 Макро- и мезоуровень регулирования торговых отношений
Регулирование внешнеторговых и в общем всех международных торговых отношений происходит на трех уровнях:
на уровне предприятия (мезоуровень);
на уровне государства (макроуровень);
на уровне международных организаций (мегауровень).
Для предприятия при этом важной стратегической задачей является выбор оптимальной организационной структуры внешнеэкономического сбыта. Оптимальность структуры зависит от следующих параметров:
характера производственной специализации фирмы;
размера фирмы;
принципиальной схемы организационного построения и формы управления;
совокупности внешних условий (внешней среды) функционирования;
уровня развития экспорта.
Последний параметр содержит информацию о характере сбытовых организаций на иностранных рынках, о их масштабах и географической и продуктовой диверсификации.
Для организации экспорта фирмы-производители содержат собственный внешнеторговый аппарат, под которым следует понимать систему органов и служб, объединенных функцией управления процессом реализации и закупки товаров за границей. Внешнеторговый аппарат фирмы в зависимости от возможностей фирмы может иметь вид:
|
|
встроенного экспортного отдела (имеет полную организационную зависимость от отдела сбыта);
специального отдела экспорта (занимается обеспечением регулярных экспортных операций, планово-аналитической работой, рекламно-информационной, кредитно-расчетной, транспортно-коммуникационной деятельностью и является самостоятельным по отношению к отделу сбыта);
экспортных дочерних компаний (осуществляют целый комплекс мероприятий, направленных на реализацию товара фирмы по согласованной с нею ценами, сохраняют юридическую самостоятельность и поэтому самостоятельно отвечают перед покупателями по своим обязательствам).
Значительная роль в укреплении позиций национальных компаний на мировом рынке принадлежит государству, государственным методам регулирования внешней торговли, экспортной политике государства. Экспортная политика государства состоит в том, что, с одной стороны, государство непосредственно совершает процессы финансирования, организации, информационного обеспечения и стимулирования национального экспорта, а, с другой стороны, постоянно происходит совершенствование системы способов непрямого влияния государства на уровень конкурентоспособности национальных товаров путем:
укрепления научно-технической и производственной базы;
регламентации в области стандартов и качества;
помощи в кадровом обеспечении и т.д.
Специфика внешнеэкономической политики некоторых государств:
а) США.
Развитием экспорта занимаются:
* Министерство торговли;
* Экспортно-импортный банк США (выдает прямые кредиты, играет роль гаранта);
* Государственная корпорация содействия частным инвестициям за границей (проводит финансирование и страхование американского экспорта в развивающиеся страны);
* Агентство международного развития (стимулирует экспортную деятельность путем предоставления льгот и гарантий);
* Управление делами в сфере *** бизнеса (бесплатно оказывает американским фирмам услуги: консультации по финансовым, правовым, экономическим и техническим вопросам; составление экспортных программ; обучение специалистов; выдача кредитов и гарантий);
* Управление сельского хозяйства (стимулирует экспорт путем финансовой поддержки, проведения комплексных рыночных исследований).
б) Япония.
Здесь двигаются в направлении преимущественного использования непрямых методов регулирования национального экспорта.
Под эгидой министерства внешней торговли и промышленности действует организация «Джетро», которая занимается аккумулированием информации о внешних рынках, организовывает деловые контакты японских экспортеров с потенциальными покупателями за границей, рекламирует японские товары.
Японский совет сосредотачивает усилия на научно-технической помощи фирмам на стадиях разработки и производства экспортных товаров в форме организации совместных с частным бизнесом исследований. Особенность японских совместных исследований состоит в том, что их конечной целью в большинстве случаев является создание готового продукта-образца, что содействует быстрому, чем в иных странах, промышленному освоению результатов научно-технических разработок.
в) Великобритания.
Основным видом государственной поддержки экспорта является помощь в получении информации об иностранных рынках и иностранных конкурентах, а также содействие в организации международных ярмарок и выставок.
г) Франция.
Созданы специальные органы, среди которых важной является служба СЕЗАМЕ (Служба поддержки и содействия ВЭД), которая бесплатно предоставляет такие услуги, как анализ экспортного потенциала фирмы, консультации по изучению рынков, динамики спроса.
|
|
Общие для разных стран формы стимулирования экспорта:
государственное кредитование экспорта;
смешанное кредитование (частное+государственное);
выдача денег каналами помощи (для фирм, экспортирующих свою продукцию в развивающиеся страны);
государственное страхование экспортных кредитов;
налоговые льготы для экспортеров;
выделение субсидий на экспорт (это позволяет экспортеру значительно снизить цену на товар, часто и ниже себестоимости, что создает необоснованные преимущества экспортерам субсидированных товаров);
организационное и информационное содействие со стороны государства в экспорте.