double arrow

Структура и функции сознания


Сознание - это результат функции мозга, отражение объективного мира в мозгу человека, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания выступили: эволюция свойства отра­жения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной дея­тельности к предметно-практическому освоению мира с помо­щью созданных самим человеком орудий труда; развитие в про­цессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передаче из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Под сознанием, в широком смысле слова, понимают психическое отражение действительности независимо от того, на каком уров­не оно осуществляется - биологическом или социальном, чувст­венном или рациональном. В более узком значении под сознани­ем подразумевают высшую, именно человеческую, форму психического отражения действительности. Здесь сознание струк­турно организовано. Осознание вещей, переживание, обогащение новыми знаниями, познание имеют различные уровни. Оп­ределяют обыденное, научное, философское, эстетическое, ре­лигиозное осознание мира, а также чувственный и рациональ­ный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Кроме этого в структуру сознания входят: акт внимания, эмоции (радость, удо­вольствие), воля. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его компонентов, а их интегральное, сложно­структурированное целое. В основе психических процессов ле­жит память (способность мозга получать, сохранять и воспроиз­водить информацию).




Сознание выполняет сложнейшие функции:

- познания (реализуется мышлением, рассудком, разумом, опираясь на образ и мысль);

- переживаний и построения отношения к миру, обществу (образы, мысли, окрашиваясь эмоциями, становятся переживаниями);

- регулирования поведения (формирование целей, предвидение результатов, мысленное построение действий, воля);

- творческую;

- рефлексии.

Процесс познания происходит через понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от других. Но в отличие от чувственного образа, отражающего внешние стороны предметов, в понятии схватывается сущность предметов, их внутреннее содержание. Способность суждения, как считал Кант, есть промежуточное звено между рассудком и разумом.

Суждение - это выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия. И.Кант в работе «Критика чистого разума» различает следующие виды суждений: 1) по количеству - общие, частные, единичные; 2) по качеству - утвердительные, отрицательные, бесконечные; 3) по отношению - категорические, гипотетические, разделительные; 4) по модальности - проблематические, ассерторические (суждение, в котором лишь утверждается какой-то факт), аподикти­ческие (неопровержимые, безусловно правильные).

Умозаключение - это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка и выводится новое суждение.







Сейчас читают про: