Интенциональность сознания
Интенциональность сознания означает направленность его на предмет. Предметом сознания всегда является что-то, сознание не может быть беспредметным.
Термин «Интенциональность» восходит к средневековой схоластике. Ибн Сина (араб. философия), Альберт Великий и Фома Аквинский (западноевропейская философия средних веков) проводили различение «первой» и «второй» интенции. По их мнению - «первая» интенция есть акт интеллекта, направленный на внешний объект и сформированное таким образом понятие об определенной вещи. «Вторая» интенция предполагает акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления, т.е. абстрактные понятия, универсалии, логические законы. Логику Фома Аквинский определял как учение о вторых интенциях, обращенных и отнесенных к первым. Из этого различения вытекает противопоставление «реального» и «интенционального» бытия и, соответствено, «объективных» и «формальных» интенций. «Первая» интенция - реально существующая вещь, «вторая» - понятие об этой вещи.
|
|
В философии XIX в. понятие «Интенциональность» было выдвинуто философом Ф.Брентано. В интенциональности он видел характерную особенность всех душевных феноменов, отличающую их от физических явлений. Э.Гуссерль, в отличие от Брентано, предложил четко разделять имманентный сознанию интенциональный акт, т.е. способ данности предмета в сознании, и трансцендентный сознанию интенциональный предмет.
Сознание - это мир идеальных явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя - мозга человека. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор ни один нейрохирург не обнаружил идеальное сознание, образы, мысли в мозгу другого человека. Видно только мозговое вещество.
Итак, интенциональность сознания - это направленность его на предмет. Интенциональность сознания подразумевает наличие предмета сознания (что «видит» сознание), формы (как оно воспринимает предмет). Предметом сознания являются: окружающий мир; его предметы, явления; самостоятельный духовный мир, как связанный с внешним миром, так и не связанный.
Эти философские категории выражают два уровня мыслительной деятельности. Если рассудок - способность познать все относительное, земное и конечное, то разум, по мнению античных философов, открывает абсолютное, божественное, бесконечное. Сущность разума заключается в целеполагании. Николай Кузанский, Дж.Бруно и др. утверждали, что разум - высшая способность познания, разум непосредственно «схватывает» единство противоположностей, которые рассудок разводит в стороны. И.Кант писал, что наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок, по его мнению, привносит форму в знание, содержание которого есть результат чувственного созерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограниченный характер, поскольку конечно и ограниченно содержание, порождаемое чувственным познанием. Согласно И.Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти бесконечное, безусловное, абсолютное.
|
|
Гегель подчеркивал, что возможности мышления не исчерпываются деятельностью рассудка (систематизирующей деятельностью мышления, упорядочиванием доставляемого восприятием материала), разум способен выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув стадии разума, мышление выступает как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собственные формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. По мнению Гегеля, в разуме находит выражение диалектика познания: деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизация его понятийного содержания.
Современная материалистическая философия рассматривает процесс развития теоретического мышления как взаимосвязь рассудка и разума. С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем.