double arrow

Рассудок и разум

Интенциональность сознания

Интенциональность сознания означает направленность его на предмет. Предметом сознания всегда является что-то, созна­ние не может быть беспредметным.

Термин «Интенциональность» восходит к средневековой схоластике. Ибн Сина (араб. философия), Альберт Великий и Фома Аквинский (западноевропейская философия средних ве­ков) проводили различение «первой» и «второй» интенции. По их мнению - «первая» интенция есть акт интеллекта, направленный на внешний объект и сформированное таким образом поня­тие об определенной вещи. «Вторая» интенция предполагает акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления, т.е. абстрактные поня­тия, универсалии, логические законы. Логику Фома Аквинский определял как учение о вторых интенциях, обращенных и отне­сенных к первым. Из этого различения вытекает противопостав­ление «реального» и «интенционального» бытия и, соответст­вено, «объективных» и «формальных» интенций. «Первая» ин­тенция - реально существующая вещь, «вторая» - понятие об этой вещи.

В философии XIX в. понятие «Интенциональность» было выдвинуто философом Ф.Брентано. В интенциональности он видел характерную особенность всех душевных феноменов, отличающую их от физических явлений. Э.Гуссерль, в отличие от Брентано, предложил четко разделять имманентный сознанию интенциональный акт, т.е. способ данности предмета в сознании, и трансцендентный сознанию интенциональный предмет.

Сознание - это мир идеальных явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя - мозга человека. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор ни один нейрохирург не обнаружил идеальное сознание, образы, мысли в мозгу другого человека. Видно только мозговое вещество.

Итак, интенциональность сознания - это направленность его на предмет. Интенциональность сознания подразумевает наличие предмета сознания (что «видит» сознание), формы (как оно воспринимает предмет). Предметом сознания являются: окружающий мир; его предметы, явления; самостоятельный духовный мир, как связанный с внешним миром, так и не связан­ный.

Эти философские категории выражают два уровня мысли­тельной деятельности. Если рассудок - способность познать все относительное, земное и конечное, то разум, по мнению антич­ных философов, открывает абсолютное, божественное, беско­нечное. Сущность разума заключается в целеполагании. Нико­лай Кузанский, Дж.Бруно и др. утверждали, что разум - высшая способность познания, разум непосредственно «схватывает» единство противоположностей, которые рассудок разводит в стороны. И.Кант писал, что наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок, по его мнению, привносит форму в знание, содержание которого есть результат чувственного созерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограниченный характер, поскольку конечно и огра­ниченно содержание, порождаемое чувственным познанием. Со­гласно И.Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти бесконечное, безусловное, абсолютное.

Гегель подчеркивал, что возможности мышления не ис­черпываются деятельностью рассудка (систематизирующей дея­тельностью мышления, упорядочиванием доставляемого вос­приятием материала), разум способен выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув стадии разума, мышление выступает как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собственные формы, налич­ные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и од­носторонность вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. По мнению Гегеля, в разуме находит выражение диа­лектика познания: деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизация его понятийного содержания.

Современная материалистическая философия рассматривает процесс развития теоретического мышления как взаимосвязь рассудка и разума. С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: