(УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ)
1. Понятие общества.
2. Основные сферы жизни общества.
3. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы:
- формационный (Маркс, Энгельс, Ленин);
- цивилизанионный (Тойнби);
- культурологический (Шпенглер).
1. Общество - совокупная система жизни и деятельности людей, объединенных исторической эпохой, территорией проживания, традициями и культурой. В узком смысле - определенный этап человеческой истории (общественно-экономичес-кие формации или межформационные исторические ступени, например, раннефеодальное общество) или отдельное общество (например, американское).
Общество - это объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Становление общества - сложный и длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. Общество - продукт взаимодействия людей. В одно целое объединяет людей их деятельность в различных ее видах и, прежде всего, материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения. Отражением этих отношений служит общественное сознание. Усложнение общественной жизни сопровождается усилением дифференциации общества и разделения труда. В результате складываются важнейшие, относительно самостоятельные специфические сферы общества, каждая из которых выполняет необходимые для всего социального организма функции.
|
|
2. К основным сферам жизни общества относятся: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Это базовая, определяющая сфера в жизни общества, включающая в себя производство, распределение, обмен, потребление материальных благ.
Экономическая сфера существует в следующих формах: экономическое пространство, деятельность институтов управления экономикой и способ производства материальных благ, который имеет две составляющие: производительные силы и производственные отношения. К вещественным элементам производства относятся орудия труда, производственные здания, железные дороги, каналы, шоссе, трубопроводы и т.п. К личным элементам относятся люди, которые производят средства труда и приводят их в движение, обладая знаниями, опытом, навыком. Человек - главная производительная сила. Орудия труда, все средства труда - дело рук человека, результат его практической энергии. Совершенствуя средства труда, с помощью которых человек преобразует природу, развивая в связи с этим свои производительные силы и общественные отношения, человек развивает и самого себя. Развитие материально-технической базы общества и в связи с этим производительных сил есть основа всего общественного развития, преемственности исторического процесса в целом, основное средство накопления, хранения и передачи социально значимой информации.
|
|
Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства. К ним относятся отношения собственности, прежде всего на средства производства; отношения по распределению произведенных материальных благ; отношения обмена деятельностью на базе разделения труда. Отношения собственности - это определяющий элемент производственных отношений, так как тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия. А все остальные, не имеющие собственность на средства производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату.
Значение экономической сферы жизни общества состоит в том, что она создает материальную базу существования общества; способствует решению проблем, стоящих перед обществом; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политику; непосредственно действует на духовную сферу.
Социальная сфера представляет собой систему внутреннего устройства общества (социальные группы, народности, нации и т.п.), основанную на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Социальная сфера, таким образом, включает в себя деление населения по возрастным, половым, национальным, профессиональным, территориальным и другим признакам (например, люди города и деревни, представители умственного и физического труда, мужчины и женщины, молодежь и старики). Между различными элементами социальной сферы могут быть отношения сотрудничества, конфликта, классовой борьбы.
В философии по отношению к социальной сфере имеется два основных подхода: во-первых, классовый, согласно которому общество делится на большие группы - классы (в основном собственников и не имеющих собственности на средства производства). Такая точка зрения господствует в марксистской философии. Во-вторых, стратификационный, согласно которому общество состоит из стратов (социальных групп - профессиональных, половых, возрастных и т.д., взаимодействующих между собой), /данный подход свойствен западной философии.
Для социальной сферы особое значение имеет социальная мобильность - возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, рабочий - в число предпринимателей, крестьянин - в число интеллигенции и т.д.). Социальная мобильность является основой нормального существования общества, самореализации каждого человека. Высокая социальная мобильность характерна для демократических обществ, а также государств, находящихся в полосе революций или реформ.
Высшим уровнем объединения и сотрудничества социальных групп является гражданское общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, обычаи и традиции.
Характерными для развития современного общества тенденциями являются, во-первых, превращение его в более однородное, когда стирается разница между стратами, и, во-вторых, усложнение структуры, т.е. дробление страт на малые группы.
Политическая сфера общества - сфера, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, главным вопросом которой является завоевание, удержание и использование государственной власти. Политика является надстройкой по отношению к экономике, но вместе с тем она оказывает активное воздействие на экономику и другие стороны общества.
|
|
В политической системе общества главным элементом является государство - система органов, осуществляющих государственную власть. Государство выполняет следующие функции: представительную (представляет интересы различных политических сил, социальных групп); регулятивную (регулирует общественные отношения, поддерживает порядок): охранительную (охраняет граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы); внешнеполитическую (поддерживает дипломатические отношения с другими странами): интеграционную (сплачивает общество, укрепляет внутренний строй).
Духовная сфера общества - это сфера производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Она является составной частью общественного производства, в конечном счете зависит от материального производства и определяется его базисными отношениями. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например: моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения и т.д. Духовные ценности распространяются и потребляются членами общества в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями начинается духовными отношениями. Таким образом, основными элементами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное и общественное сознание.
Индивидуальное сознание - восприятие человеком отдельных сторон бытия, или духовный мир отдельной личности, ее взгляды, представления, убеждения. Индивидуальное сознание формируется под влиянием общественного сознания. Носителями общественного сознания являются классы, социальные группы, народы. Формирование и развитие общественного сознания происходит как целенаправленно (в результате воздействия политических организаций и социальных институтов на сознание масс), так и стихийно (под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, опыта и традиций).
|
|
Общественное сознание - это не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, обогащения, взаимопроникновения, своего рода концентрированное выражение коллективного разума. По своему характеру и содержанию общественное сознание богаче, разностороннее сознания отдельных индивидов. Оно играет ведущую роль по отношению к индивидуальному сознанию. Элементами общественного сознания являются: обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Обыденное сознание - это непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности. В отличие от обыденного, теоретическое сознание - это высшее, обобщенное восприятие бытия. Чувства, интересы, цели, идеалы, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом есть общественная психология.
Система взглядов, установок, принятых в обществе и отражающая интересы социальных слоев, составляет общественную идеологию.
Общественное сознание имеет следующие формы: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное, эстетическое.
3. Философы в своих взглядах на историю развития общества разделились на две группы. Первую группу составляют те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс. Вторая группа философов видит определенную логику в развитии общества, считая историю человечества целенаправленным, закономерным процессом. К данной группе относится большинство философов.
Среди особо популярных подходов к истории выделяются:
- формационный;
- цивилизационный;
- культурологический.
Основоположники марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, далее - В.И.Ленин) предложили формационный подход, при котором вся история развития человеческого общества рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация - это совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Каждая новая формация вызревает в недрах старой, отрицает ее и затем уже отрицается сама более новой формацией. Каждая последующая формация является более высоким уровнем развития общества.
В любой общественно-экономической формации имеется два главных компонента: базис и надстройка. Производительные силы и производственные отношения, составляющие в целом экономику общества, есть базис. А надстройка - это государственные, политические, общественные институты. Изменения в экономическом базисе приводят к смене одной общественно-экономической формации другой К.Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (начальной ступенью которой является социалистическая).
Цивилизационный подход был предложен английским историком, социологом А.Тойнби (1889-1975). Он рассматривает цивилизацию как устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История развития общества им рассматривается как процесс зарождения, жизни и гибели отдельных цивилизаций. Согласно этому подходу, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества и косвенно влияют на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках. По мнению Тойнби, к основным цивилизациям относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская и др. Локальных цивилизаций Тойнби насчитывал около тридцати, в том числе русская, германская, американская и т.д.
Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой.
Культурологический подход был предложен немецким философом. Шпенглером (1880-1936). Культура, по его мнению, это совокупность материальной и духовной жизни, религии, традиций данного общества. Культура зарождается, живет и умирает как автономная, самодовлеющая и замкнутая реальность. Понятие «культура» в подходе Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, но эти понятия не тождественны. Цивилизация в культурологическом подходе означает высший уровень развития культуры, завершающий период, предшествующий ее смерти.
Шпенглером было выделено восемь культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.
Кроме рассмотренных нами, существуют и иные философские подходы, анализирующие историю развития общества как объективный и закономерный процесс.