Педагогика как наука

Дополнительная литература

Основная литература

ЛИТЕРАТУРА

Факторы и направления интеграции Республики Беларусь в мировую экономику

Со времени обретения суверенитета Республика Беларусь проводит активную политику интеграции в систему мировой экономики. Критериями интегрированности национальной экономики в мировую являются:

· степень доступа на внутренний рынок иностранных конкурентов, т.е. средние ставки таможенных тарифов. В Республике Беларусь они относительно невысоки, менее 9%;

· свобода выбора партнеров на внешнем рынке;

· сопоставимость внутренних и мировых цен;

· конвертируемость национальной валюты (конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям практически достигнута);

· открытость финансовых рынков и интегрированность платежных систем в соответствии с мировыми стандартами (МВФ признал белорусскую платежную систему одной из лучших в СНГ).

Важнейшим условием эффективной интеграции Республики Беларусь в систему мирового хозяйства является вступление страны в ВТО. В этом случае Республика Беларусь получит экономические выгоды в силу распространения на нее режима наибольшего благоприятствования. А это позволит увеличить объемы экспорта, снизить ставки таможенных пошлин на белорусские товары, диверсифицировать географию внешней торговли.

Членство в ВТО повысит рейтинг Республики Беларусь на мировом финансово-кредитном рынке, что будет способствовать привлечению в республику иностранных инвестиций, которые необходимы для модернизации белорусской экономики.

Важное направление и фактор интеграции республики в систему мировой экономики – ее участие в деятельности МВФ, Мирового и Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации.

Факторами интеграции республики в систему международной экономики являются созданные, функционирующие и развивающиеся совместные, иностранные предприятия, свободные экономические зоны, товаропроводящая сеть белорусских предприятий за рубежом.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте экономический потенциал Республики Беларусь.

2. Какой экономический ресурс Республики Беларусь, по вашему мнению, является ключевым и почему?

3. Можно ли утверждать, что экономика Республики Беларусь является открытой?

4. Чем обусловлен высокий уровень внешнеторговой квоты Республики Беларусь?

5. Какими конкурентными преимуществами обладает Республика Беларусь?

6. Назовите факторы интеграции национального хозяйства Республики Беларусь в мировую экономику.

7. Какие направления интеграции Республики Беларусь в глобальную экономику, по вашему мнению, наиболее эффективны?


1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 735 с.

2. Международная экономика / Под ред. В.К. Матюшевской: Учебник. – Мн.: Акад. упр. при Президенте РБ, 2002. – 252 с.

3. Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов и др. – М.: Т.К. Велби, 2003. – 552 с.

4. Международные экономические отношения: Учеб. пособие для вузов / (Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 461 с.

5. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 734 с.

6. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 510 с.

7. Мовсесян А..Г, Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.

8. Олехнович Г.И. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Мн.: АМАЛФЕЯ, 2006. – 340 с.

9. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Ростов - на - Дону, Феникс, 2000. – 416 с.

10. Богданович А.В., Александрович Я.М., Привалова Н.Н. и др. Национальные ресурсы и социально-экономический потенциал устойчивого развития // Белор. эк-ка: анализ, прогноз, регулирование. – 2002 - №8.

11. Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика (социально-ориентированный подход): Курс лекций / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 283 с.

12. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике: Учеб. пособие. – М.: Финанс. академия при Правительстве РФ., 2001. – 316 с.

13. Мировая экономика: Учеб. пособие: 2-е изд., стереотип. / С.П. Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др. / Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. – Мн.: «Экоперспектива», 2003. – 240 с.

14. Никитенко П.Г. Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации // Белорус. эк-ка: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. – №7.

15. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций / Г.И. Олехнович. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. – 256 с.

16. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. – С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2000.

17. Полоник С.С., Крюков А.М., Александрович Я.М., Ковалевская К.В. Модель устойчивого развития Республики Беларусь // Белорус. эк-ка: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. – №8.

18. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.

19. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФА – М, 2004. – 272 с.

20. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2005. – Мн.: Информстат Минстата РБ, 2005.

21. Федосенко В.Н. Глобализация мировой экономики и проблемы адаптации к процессам глобализации экономики Республики Беларусь // Экономика и управление. – 2005, №2. – С.3.

22. Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный отчет о человеческом развитии. – Мн.: Юнипак. 2005. – 118 с.

23. www.worldbank.com

24. www.ru.wikipedia.org

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании обучаемых (детей и взрослых). Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:

1) ясельная педагогика;

2) дошкольная педагогика;

3) педагогика школы;

4) педагогика среднего специального образования;

5) педагогика профессионально-технического образования;

6) педагогика среднего специального образования;

7) педагогика высшей школы;

8) производственная педагогика;

9) социальная педагогика;

10) сравнительная педагогика;

11) педагогика «третьего» возраста;

12) исправительно-трудовая педагогика;

13) специальные педагогические науки;

14) лечебная педагогика.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.

Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую педагогическую квалификацию.

Производственная педагогика изучает:

1) закономерности обучения работающих;

2) переориентацию на новые средства производства;

3) повышение квалификации работающих;

4) переориентацию на новые профессии.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: