Первые системы воспитания и обучения появляются в Греции и вырастают из древнегреческой философии. В Древней Греции существовало две системы воспитания.
1. Спартанская система обучения. Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование. В 20 лет юношей испытывали на выдержку, их публично секли у алтаря Артемиды. Спартанская система применялась и для девочек, они также проходили физическую подготовку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Кроме этого они изучали домоводство, правила по уходу за детьми, музыку.
2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До семи лет дети воспитывались в доме, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации. Потом из школы грамматиста они шли в школу палистра, где подростки занимались пятиборьем, гимнастикой. Юноши из знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался в эфибии, обучение в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.
|
|
Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в. Этому способствовал трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», в котором он попытался классифицировать науки и выделил педагогику как отдельную отрасль.
Среди педагогических деятелей зарубежной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. – Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт.
Я. А. Коменский (1592–1670) – величайший чешский педагог, выразил педагогические идеи Возрождения наиболее ярко и полно. Главный его педагогический труд «Великая дидактика» призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековых школах. Я. А. Коменский сформулировал целую систему дидактических принципов, во главе которой лежит принцип соответствия образования и воспитания ребенка. Достижением Я. А. Коменского считается создание классно-урочной системы обучения, которая полностью изменила организацию школьной учебной работы и является ведущей системой и в современной педагогике.
Дж. Локк, как и Коменский, большое значение уделял воспитанию нравственной личности. В своем педагогическом труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк делает акцент на психологических основах воспитания. Он считал, что решающее значение в формировании личности ребенка имеет воспитание. Он отрицал влияние на ребенка биологического (генетического фактора), по его мнению, ребенок рождается как «чистая доска» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно.