Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»

Г.Я. Гревцева, Р.А. Литвак

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Учебное пособие

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

 входящих в укрупненные группы

51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты

52.00.00 Сценическое искусство и литературное творчество

53.00.00. Музыкальное искусство

54.00.00 Изобразительные и прикладные виды искусств

55.00.00 Экранные искусства

 

Челябинск-2018

УДК 371

ББК 74. 04

 

 

Г 79

Гревцева, Г. Я., Литвак, Р. А. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. Я. Гревцева, Р. А. Литвак. – Челябинск: Изд-во «ЧГИК» 2018. – 180 с.

 

ISBN 978-5-94839-689-7

        

Учебное пособие отражает содержание раздела курса «Педагогика»: педагогические технологии. Содержит примерное содержание лекций, семинарских и практических занятий, темы рефератов и сообщений, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы.

   Материал пособия предназначен для студентов высших учебных заведений, может быть полезно широкому кругу специалистов: преподавателям, руководителям программ подготовки и переподготовки специалистов, а также студентам бакалавриата и магистратуры, аспирантам.

 

Рецензенты:

Круглова Л. Ю., доктор педагогических наук, профессор;

Фахрутдинова А. В., доктор педагогических наук, профессор.

 

ISBN 978-5-94839-689-7

 

 

                                             

 

 

                                          © Челябинский государственный

институт культуры, 2018

© Литвак Р. А., Гревцева Г. Я. 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1. Понятие «педагогическая технология» в современной научной литературе

 

Лекция 2. Технология педагогической мастерской

 

Лекция 3 Социально-культурные технологии

 

Лекции 4. Технология развития критического мышления
через чтение и письмо

 

Лекция 5. Технология модульного обучения

 

Лекция 6. Технология разработки и реализации проекта

 

 

Семинарское занятие 1.

 

Семинарское занятие 2.

 

Семинарское занятие 3.

 

Семинарское занятие 4.

 

Семинарское занятие 5.

 

Семинарское занятие 6.

 

Семинарское занятие 7.

 

Семинарское занятие 8.

 

Лабораторное занятие 1.

 

Лабораторное занятие 2.

 

Лабораторное занятие 3.

 

Лабораторное занятие 4.

 

Лабораторное занятие 5.

 

Лабораторное занятие 6.

 

Лабораторное занятие 7.

 

Лабораторное занятие 8.

 

Лабораторное занятие 9.

 

Лабораторное занятие 10.

 

Методические указания для подготовки к итоговому контролю

 

Тематика проверочных работ

 

Учебно-методические материалы для текущего контроля

 

Критерии оценки «портфолио» обучающегося

 

Требования к промежуточной аттестации

 

 




ВВЕДЕНИЕ

 

Профессионализм будущего специалиста является фактором, который определит успех или неудачу любых изменений в этой сфере культуры и образования. Повышение профессиональной компетентности личности признается важнейшим условием обновления системы образования России. Новые подходы к проблеме подготовки современных специалистов нашли отражение в нормативных документах. Основным средством достижения новых образовательных результатов являются современные педагогические технологии, а именно технологии деятельностного типа. Такие технологии позволяют перейти на качественно новый уровень обучения.

Основная целькурса «Педагогические технологии» – формирование у студентов профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса. Материал пособия ориентирован на образование специалиста как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом совершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции.

Особое внимание в пособии уделено современным педагогическим технологиям, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе. В содержание лекционного курса входит рассмотрение особенностей педагогических технологий, их воспитательного потенциала. В рамках курса наряду с лекционными занятиями определена система лабораторно-практических занятий. Они призваны: способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и др. педагогических умений и рефлексивных способностей; формировать представление о путях и средствах совершенствования профессионального мастерства; создавать условия к овладению педагогической техникой ведения учебных занятий.

Логика построения семинарских и лабораторных занятий опирается на принципы комплексности и интегративности в решении задач профессиональной подготовки студента.

Особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и обобщения передового педагогического опыта, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения.

Подготовка к семинарским занятиям включает несколько этапов:                теоретический (знакомство с литературой, доклады, рефераты, педагогические проекты и т.п.); теоретико-практический (таблицы, диаграммы, схемы, ментальные карты и т.п.); презентационный и аналитический (анализ методики проведения семинарского занятия).

Функция практических занятий: отработка у студентов профессиональных компетенций и применение теории на практике. С целью осуществления самооценки студентами степени усвоения учебного материала предложены задания для самоконтроля.

В основу построения курса положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: идеи целостности педагогической деятельности; положения онтологического и антропологического подходов в воспитании; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании; основные выводы педагогики отношений; главные ориентиры многоуровневого педагогического образования.

В структуре учебного пособия имеются: тезисы лекций; планы практических и лабораторных занятий, вопросы для размышления, практические задания для индивидуальной самостоятельной работы; методические указания для подготовки к итоговому контролю; тематика проверочных работ; учебно-методические материалы для текущего контроля; критерии оценки «портфолио» обучающегося,; требования к промежуточной аттестации и словарь; список рекомендуемой литературы;

Изучение курса осуществляется путем освоения современных образовательных технологий и использования диалоговых форм обучения. Каждая лекция сопровождается вопросами для более углубленного осмысления материала. Самостоятельная работа студентов контролируется с помощью методики создания «портфолио» саморазвития.

Современные педагогические технологии помогают студентам развиваться интеллектуально, учат самостоятельности, доброжелательности в отношениях друг с другом. Особенностью педагогической технологии является ее индивидуальный подход к развитию личности студента и его творческих способностей.

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»


Лекция 1

Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе

 

План:

1. Из истории становления и развития педагогических технологий.

2. Существенные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая технология».

3. Основные группы педагогических технологий.

4. Помехи в разработке педагогических технологий.

5. Основные психолого-педагогические теории, выступающие теоретической основой педагогических технологий

Основные понятия: технология, педагогическая технология, дидактические технологии, образовательные технологии, педагогическая техника, профессиональное мастерство.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: