Конспект лекций 4 страница. Украинский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство

Украинский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство Украина содействует консолидации и развитию украинской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность её коренных народов и национальных меньшинств. Конституция Украины определила украинский язык государственным языком, подчеркнув, что государство обеспечивает всестороннее развитие как украинского языка во всех сферах

общественной жизни, так и свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств (ст. 10).

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет не обязательно предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, т.е. развитие национального языка, ведение преподавания на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.п. Если все народы, входящие в многонациональное государство, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет вовлечен в хаос.

Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Российская Федерация - светское государство.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Разделение властей в государственном устройстве России

Краткую характеристику основных содержательных моментов концепции разделения властей представляется возможным изложить в ряде тезисов.

1. Разделение властей представляет собой совершенно реально действующий механизм организации и конкретной реализации власти, соответствующий исторически определенным политико-правовым представлениям и теоретическим обоснования

.2Концепция разделения властей целиком и полностью относится к власти государственной, к сфере деятельности государственного механизма в целом, отдельных его органов, Иными словами - это область государственной деятельности, оказывающей, разумеется, свое воздействие на все общество, политическую, социальную., экономическую, духовную области его жизнедеятельности.

4Концептуально-теоретические основы разделения властей зиждятся на понимании единства государственной власти. Можно утверждать, что в правовом государстве единство власти тесно увязано именно с принципом разделения властей, в разделении функций властей и, соответственно, с адресной ответственностью за исполнение этих функций.

5 Основополагающая идея концепции разделения властей заключается в том, что ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, тем более недопустимо слияние одной власти с другой.

6 Концептуальное содержание разделения властей предполагает положение о том, что конституционная система государства должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими и содержать взаимные противовесы для всех властей.

7 Между законодательной и исполнительной властями, выраженных в конституционных полномочиях соответствующих государственных органов, должен быть обеспечен баланс, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более сосредоточение всей полноты власти у одной из ветвей. Как свидетельствует опыт поддержания баланса властей в разных странах, под влиянием различного рода объективных факторов, он может меняться в пользу либо законодательной, либо исполнительной власти, причем каждая из властей стремится изменить баланс в свою пользу.

8 Президентская, законодательная, исполнительная и судебная ветви (отрасли) единой государственной власти и функциональные полномочия соответствующих - президентского, законодательного, исполнительного, судебного органов государственной власти понятия, при всей их содержательно-смысловой близости, отнюдь не идентичные.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое гражданство и чем оно отличается от подданства?

2 Каково соотношение личности и гражданина?

3 Каковы способы определения объема правосубъектности гражданина?

4 назовите основные социально-экономические права и свободы?

5 Каковы основные политические права и свободы?

6 Чем характеризуются яличные права и свободы?

7 Назовите виды гарантий осуществления демократических прав и свобод?

Нормативно-правовые акты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Основная литература

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т. 2 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 928 c.

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т.1 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма;Инфра-М, 2010.- 864 c.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.А. Авакьян, 2010

Дополнительная литературы

Васильева С.В. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев.- М.: Эксмо, 2010.- 560 c.

Добрынин Н. М., Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст]: учебник/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Добрынин Н. М., Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Жан-Поль Жакке Конституционное право и политические институты [Текст]: учебное пособие/ Жан-Поль Жакке, 2009.

Зорькин В. Д., Россия и Конституция в XXI веке [Текст]: учебник/ В. Д. Зорькин,, 2008.

Карпов А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие: Теория государства и права/ А.В. Карпов.- М.: Омега-Л, 2010.- 205 c.

Концепция развития российского законодательства [Текст] /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова.-М.: Эксмо,2010.-736 с.

Хабриева Т.Я. Толкование конституции Российской Федерации: теория и [Текст]: учебное пособие/ Т.Я. Хабриева, 2009.


Тема 6. Непосредственная и представительная демократия

Цели занятия:

  1. рассмотреть непосредственную и представительную демократия
  2. выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.
  3. воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: Конституционное право, формы непосредственной демократии, народовластие, демократия, формы демократии представительная демократия

План

1 Понятие и институты непосредственной демократии

2 Референдум в системе прямого волеизъявления

3 Выборы как институт непосредственной демократии

4 Отзыв, опрос и другие формы непосредственной демократии

5 Понятие и институты представительной демократии

Понятия непосредственной и представительной демократии. Непосредственная (прямая) демократия и представительная демократия — это различные формы выражения воли народа. Конституция РФ устанавливает, что российский народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Институты негосударственной демократии могут быть решающими (выборы, референдум и др.), когда граждане-избиратели путем голосования, и совещательными, т.е. формой участия в принятии решения (консультативный референдум, народная законодательная инициатива в некоторых субъектах РФ), когда граждане выражают свое мнение, но решение принимает соответствующий орган.

Большую роль в системе демократии играет общественное мнение. В результате его влияния были, например, внесены поправки в законы о гражданстве, о монетизации льгот, изменены поправки в законопроект об общественных (некоммерческих) объединениях. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей, депутатов и др. Парламент, законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления, например городские или сельские муниципальные советы, принимают решения от имени народа (всего общества, определенного территориального коллектива).

В текущей деятельности государственных органов применяются свои демократические методы: день открытых дверей в министерствах, в Конституционном Суде РФ, в других органах, ответы должностных лиц на вопросы читателей в газетах, в том числе в правительственной «Российской газете», диалоги с гражданами на «круглых столах», применяется практика доступа граждан к официальным документам исполнительных органов (если документы не имеют секретного характера) и т.д. Представители органов государственной власти, главы муниципальных образований, руководители департаментов, министры, губернаторы и др. систематически выступают по радио, телевидению, непосредственно отвечая на обращенные к ним гражданами во время передачи вопросы. Президент РФ неоднократно в течение нескольких часов отвечал по телевидению на такие вопросы.

Федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, уставы муниципальных образований о формах непосредственной демократии. Федеральное законодательство предусматривает различные формы непосредственной демократии, используемые в масштабах Федерации: выборы, референдум и всенародные обсуждения проектов важных государственных решений. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований к этим формам добавляется отзыв депутатов представительных органов, народная законодательная (в субъектах РФ) или правотворческая (в муниципальных образованиях) инициатива, сходы (собрания) граждан и др.

На уровне Федерации институты прямой демократии в управлении государством регулируются Конституцией РФ (принципы избирательного права, основные положения о выборах Президента РФ и Государственной Думы, а также принципы выборности органов местного самоуправления, роль референдума) и федеральными законами об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (2002 г. с изменениями)1, о выборах Президента РФ (2003 г.)2, о выборах депутатов Государственной Думы (2005 г.)3, о государственной автоматизированной системе «Выборы» (2003 г.) и др.4 Порядок проведения общероссийского референдума установлен Федеральным конституционным законом 2004 г. о референдуме Российской Федерации5. До сих пор действует Закон РСФСР 1988 г. «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни»6. Проявление непосредственной демократии с целью поддержки мероприятий публичной власти или давления на нее — массовые собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (о них говорится в последнем параграфе данной главы).

Для федеральных выборов и референдумов (на практике — особенно часто для первых) важное значение имеют постановления, инструкции Центральной избирательной комиссии! Этими документами устанавливаются различные организационные формы и процедуры выборов.

На уровне субъектов РФ институты непосредственной демократии регулируются соответствующими статьями конституций республик в составе РФ и уставов других субъектов РФ. В конституциях и уставах ряда субъектов РФ, говоря об институтах непосредственной демократии, законодатель ограничивается указанием на выборы и референдум (Устав Ивановской области 1996 г.). В конституционных актах других субъектов РФ закрепляется также право досрочного отзыва губернатора (Устав Брянской области 1996 г.) или депутатов (Устав Московской области 1995 г.). Многие уставы субъектов РФ говорят о возможности отзыва и тех, и других (республика Коми, Владимирская область, Корякский автономный округ и др.). В Уставе Красноярского края 1996 г. названа также краевая народная законодательная и иная инициатива (требуются подписи 10 тыс. граждан).

Иногда уставы субъектов РФ содержат отдельные главы о выборах, чего нет в Конституции РФ. Широкий перечень институтов непосредственной демократии содержится в Уставе Калужской области 1996 г. В нем есть глава «Институты непосредственной демократии». К их числу отнесены: референдум, выборы, собрания (сходы) граждан, митинги, шествия, пикетирование, народная правотворческая инициатива, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, обсуждение жителями области важных вопросов государственной и общественной жизни, законопроектов и иных нормативных правовых актов (ст. 12 и 14). У некоторых субъектов РФ есть избирательные кодексы (Воронежская область, Москва и др.).

На уровне муниципальных образований институты непосредственной демократии в местном самоуправлении регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (он называет местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица, по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования и др.), а также уставами муниципальных образований. Детально эти институты регулируются законами субъектов РФ. Некоторые вопросы преимущественно организационно-процедурного характера (например, границы избирательных округов и участков) регулируются постановлениями муниципальных представительных органов и глав администрации муниципального образования.

Отдельные стороны непосредственной демократии могут регулироваться корпоративными нормами. Так, уставы политических партий должны определять порядок проведения съездов, собраний, на которых выдвигаются кандидаты. Партии определяют не противоречащие закону формы агитации за кандидатов и другие методы работы в избирательной кампании.

Выборы, как и осуществление некоторых других институтов непосредственной демократии (референдумов, досрочного отзыва и др.), стоят дорого (например, на выборы в Государственную Думу 2003 г. было выделено 3,5 млрд руб. и кроме того на систему ГАС «Выборы» 1,3 млрд, на президентские выборы в России 2004 г. из бюджета государства выделено 4,3 млрд руб.)1, но это необходимый для общества институт.

Народная законодательная инициатива связана с деятельностью законодательных органов, народная правотворческая инициатива (правотворческая инициатива граждан) — с деятельностью представительных органов местного самоуправления. Это — право граждан подготовить проект закона (постановления местного органа самоуправления) и, собрав необходимое число подписей, установленное законом (уставом муниципального образования), представить проект на рассмотрение соответствующего представительного органа при обязанности последнего рассмотреть его. Представительный орган может принять, отвергнуть проект, внести в него изменения, но обсудить его он обязан. Такая обязанность отличает институт народной законодательной (правотворческой) инициативы от обычного предложения любого лица или органа, не обладающего правом законодательной (правотворческой) инициативы, хотя никто не лишает гражданина или какой-либо орган возможности представить свои предложения в канцелярию, аппарат парламента, законодательного.


Тема 7. Конституционно-правовые основы

гражданского общества в России

Цели занятия:

  1. рассмотреть конституционно-правовые основы гражданского общества в России
  2. выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.
  3. воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, конституционно-правовые основы.

План

1. Понятие и сущность гражданского общества.

2. Структура гражданского общества.

3. Гражданское общество и правовое государство: конституционно-правовые аспекты.

4. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации.

5. Проблемы становления гражданского общества в современной России.

1. Понятие и сущность гражданского общества.

Впервые упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, — необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.'

Большое внимание уделялось разработке проблем гражданского общества в XVII в. —.они анализировались в трудах Г. Гроция, Д. Гоб-бса, Ф. Локка. В XVIII в. весомый вклад в развитие теории гражданского общества внесли Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. Гумбольдт, Д. Вико и другие мыслители.2 В XIX в. вопросы взаимосвязи государства и гражданского общества исследовал Гегель, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству.

Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в XX в. было связано с процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов.

Гражданское общество в современном его понимании представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.'

Его можно также рассматривать как о бщество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством.

В таком обществе существует широкая сфера публичных отношений, в которой активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также по иным признакам. Данное общество добивается демократизации власти государства за счет ее передачи органам самоуправления, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных и общественных институтов.

Развитое гражданское общество обладает такой степенью независимости и автономии от государства, которая гарантирует безопасность личности от злоупотреблений, которые связаны с недобросовестным использованием государственной власти.

Кроме того, гражданское общество деполитизировано и не зависимо от политической системы и государственной политики. Каждый член гражданского общества является прежде всего субъектом права, а только уж потом — гражданином государства, так как гражданское общество защищает права человека, в то время как с государством связаны права гражданина.

Сформировавшееся гражданское общество не терпит насилия со стороны государства. Оно существует в рамках

свободы гражданских интересов. В нем осуществляется социальная саморегуляция, что позволяет его рассматривать как «самонастраивающееся» общество. Его основой является человек, взаимодействующий с другими членами общества.

3. Гражданское общество и правовое государство: конституционно-правовые аспекты.

равовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;

ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;

наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

учет общественного мнения;

наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;

высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ

Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителям

4. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации.

В целях создания основ социальной рыночной экономики Конституция (ч. 1 ст.8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности.

Специальный Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарньк рынках» от 22 марта 1991 г. регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией.'

Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании действующей российской конституции.

Прежде всего следует выделить ст.7 Конституции, где в ч.1 говорится о России как о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

Введение термина «социальное государство» в текст Конституции подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека. Упоминание о «достойном уровне жизни» и «свободном развитии человека» говорит, что государство ставит перед собой цель обеспечить возможность материального благополучия граждан на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантировать личную безопасность, а также физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

Часть 2 ст.7 Конституции определяет основные направления социальной политики российского государства. К ним относятся: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированной минимальной оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Социальные аспекты Конституции 1993 г. проявляются также в гл.2 (ст. 37—42) «Права и свободы человека и гражданина», где устанавливаются гарантии социальной защиты.

Российская Федерация в ст. 14 Конституции признается светским государством и поэтому никакая религия не может устанавливаться

в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства исключает религиозные формы из числа источников права, не допускает взаимное вмешательство государства и церкви в дела друг друга, хотя государство и охраняет законную деятельность религиозных объединений. Светский характер имеет и система государственного образования.

5. Проблемы становления гражданского общества в современной России.

Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизне­деятельности общества.

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность.

Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу динамичного развития в XXI веке. Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной бедности. Исходом этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «общество граждан»? Можно ли считать их тождественными?
  2. Покажите, в каких нормах гл. 1 Конституции Российской Федерации закрепляются элементы гражданского общества.
  3. Какова сущность идеи правового государства и основные его черты?
  4. Опишите роль и место гражданского общества в построении правового государства.

Нормативно-правовые акты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Основная литература

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т. 2 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 928 c.

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т.1 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма;Инфра-М, 2010.- 864 c.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: