Конспект лекций 5 страница

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.А. Авакьян, 2010

Дополнительная литературы

Васильева С.В. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев.- М.: Эксмо, 2010.- 560 c.

Добрынин Н. М., Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст]: учебник/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Добрынин Н. М., Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Жан-Поль Жакке Конституционное право и политические институты [Текст]: учебное пособие/ Жан-Поль Жакке, 2009.

Зорькин В. Д., Россия и Конституция в XXI веке [Текст]: учебник/ В. Д. Зорькин,, 2008.

Карпов А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие: Теория государства и права/ А.В. Карпов.- М.: Омега-Л, 2010.- 205 c.

Концепция развития российского законодательства [Текст] /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова.-М.: Эксмо,2010.-736 с.

Хабриева Т.Я. Толкование конституции Российской Федерации: теория и [Текст]: учебное пособие/ Т.Я. Хабриева, 2009.


Тема 8. Конституционно-правовые основы социально-экономической системы

Российской Федерации

Цели занятия:

  1. рассмотреть конституционно-правовые основы социально-экономической системы

Российской Федерации

  1. выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.
  2. воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: социально-экономическая система, принципы рыночной экономики, конституционно-правовые основы.

План

1. Понятие социально-экономической системы Российской Федерации.

2. Экономическое и социальное содержание Конституции Российской Федерации.

3. Конституционные принципы рыночной экономики в Российской Федерации.

4. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации.

5. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении реализации конституционных принципов рыночной экономики и защите социально-экономических прав граждан Российской Федерации.

1. Понятие социально-экономической системы Российской Федерации.

Итак, социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

В связи с приведенной расшифровкой понятия «экономического отношения» будет уместным применить определение, данное Э. Ильенковым касательно экономической системы. Он под ней подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему»и составляющих «специфическую природу экономического организма».

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Не все черты данной системы возникают одновременно, а сначала развиваются простейшие социальные и экономические формы, а на их основе — все более и более сложные. Н. Хессин определяет эту простейшую форму как «экономическую клеточку», содержащую «в зародыше все основные черты и противоречия данного способа производства». Из нее впоследствии развивается вся многообразная система производственных отношений. Она, по его словам, играет роль и исходного пункта (а также основы), и постоянно воспроизводимого результата, следствия развития данной системы отношений, и всеобщей формы отношений между индивидами.

2. Экономическое и социальное содержание Конституции Российской Федерации.

1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.

2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мир-системы.

3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

3. Конституционные принципы рыночной экономики в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся в случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «06 охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается;

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий - Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов государственной власти (в том числе принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;

4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Кроме того, государственная и муниципальная собственность могут быть объединены под названием «публичная собственность» - собственность, принадлежать всему народу (государственная собственность) или населению определенных территорий (муниципальная собственность), при этом правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

4. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации.

Анализ конституционно-правового статуса Центрального банка РФ позволяет утверждать, что он является институтом конституционного права:

во-первых, конституционно-правовые нормы воздействуют на статус Центрального банка Российской Федерации путем закрепления и установления принципов организации и деятельности Центрального банка РФ;

во-вторых, конституционно-правовые нормы, регулирующие порядок организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации, реализуются через конкретные правоотношения, возникающие по поводу реализации конституционных функций Центрального банка Российской Федерации в области эмиссии денежных знаков, защиты и обеспечения устойчивости рубля;

в-третьих, конституционно-правовые нормы не только закрепляют принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации, но и конкретно регулируют отношения, возникающие по поводу реализации конституционных функций Центрального банка Российской Федерации;

в-четвертых, конституционно-правовые нормы адресованы конкретному субъекту — Центральному банку Российской Федерации, а отдельные принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации адресованы также органам государственной власти Российской Федерации;

в-пятых, действия конституционно-правовых норм обеспечены возможностью применения ответственности путем отмены неправомерных актов Центрального банка Российской Федерации и досрочного прекращения полномочий Председателя Центрального банка Российской Федерации;

в-шестых, конституционно-правовые нормы, регулирующие статус Центрального банка Российской Федерации, находят выражение в Конституции Российской Федерации (основные элементы), федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию конкретных норм;

в-седьмых, нормы института конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации в основном являются нормами конкретного регулирующего действия;

в-восьмых, нормы института конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации содержат положения, которые могут быть реализованы зачастую посредством их развития нормами иных отраслей права;

в-девятых, цели правового регулирования статуса Центрального банка Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации;

в-десятых, нормы Конституции Российской Федерации закрепляют основные задачи и функции Центрального банка Российской Федерации;

в-одиннадцатых, нормы Конституции Российской Федерации закрепляют основные принципы, которым подчинено действие всех остальных норм этого института.

5. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении реализации конституционных принципов рыночной экономики и защите социально-экономических прав граждан Российской Федерации.

Социальная проблематика весьма заметна в деятельности Конституционного Суда. Объектом его контроля за 10-летний период существования стали более 30 федеральных правовых актов, регламентирующих отношения в данной сфере (это примерно четверть от общего числа проверенных). Социальные вопросы в той или иной мере получили отражение в 40 постановлениях Суда (25% от принятых), в которых, в частности, интерпретировались конституционные положения, касающиеся:

социального обеспечения (в связи с необходимостью гарантирования минимального материального обеспечения государственными пособиями гражданам, имеющим детей, обеспечения выплатами и социальными льготами - гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС);

пенсионной системы (в части дифференциации прав на получение пенсии мужчинами и женщинами, недопустимости установления неравного статуса пенсионеров в зависимости от вида получаемой ими пенсии, необоснованного ограничения права осужденного на пенсию и права на трудовую пенсию граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС);

возмещения вреда, ущерба и расходов в связи с: 1) незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, включая судебные решения; 2) техногенными катастрофами и экологическими бедствиями; 3) политическими репрессиями;

права на жилище (недопустимость его ограничения в зависимости от регистрации и в случае временного отсутствия нанимателя, перевода жилого помещения в нежилое; судебная защита права на жилище при выселении в административном порядке; жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и т.д.);

права на образование (по поводу пределов гарантированности получения бесплатного высшего образования, соотношения права на получение высшего образования и обязанности нести военную службу, способов реализации права на получение высшего образования);

труда и статуса безработных (в связи с возрастными ограничениями права на труд, судебной защитой этого права; ограничениями права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; выплатой пособия по временной нетрудоспособности и предоставлением защиты от безработицы и т.д.). И этот перечень социальной проблематики в деятельности Конституционного Суда РФ можно было бы продолжит

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте основные способы конституционно-правовой защиты экономических прав и свобод граждан Российской Федерации.
  2. Как соотносятся между собой понятия «конституционное право России» и «конституционная экономика»?
  3. Какова сущность конституционного принципа свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции?
  4. Назовите конституционные гарантии от незаконного изъятия имущества из частной собственности.
  5. Какую власть осуществляет Центральный банк Российской Федерации? Охарактеризуйте его роль и значение в системе органов публичной власти в Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Нормативно-правовые акты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Основная литература

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т. 2 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 928 c.

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т.1 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма;Инфра-М, 2010.- 864 c.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.А. Авакьян, 2010

Дополнительная литературы

Васильева С.В. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев.- М.: Эксмо, 2010.- 560 c.

Добрынин Н. М., Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст]: учебник/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Добрынин Н. М., Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Жан-Поль Жакке Конституционное право и политические институты [Текст]: учебное пособие/ Жан-Поль Жакке, 2009.

Зорькин В. Д., Россия и Конституция в XXI веке [Текст]: учебник/ В. Д. Зорькин,, 2008.

Карпов А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие: Теория государства и права/ А.В. Карпов.- М.: Омега-Л, 2010.- 205 c.

Концепция развития российского законодательства [Текст] /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова.-М.: Эксмо,2010.-736 с.

Хабриева Т.Я. Толкование конституции Российской Федерации: теория и [Текст]: учебное пособие/ Т.Я. Хабриева, 2009.


Тема 8. Конституционный статус личности в России.

Цели занятия:

1.рассмотреть понятие основ правового статуса личности, принципы, содержание, виды гарантии правового статуса личности в конституционном праве РФ,

2 выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.

3.воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: личность, правовой статус личности, права человека, реализация прав, правовое регулирование, принципы правового регулирования, реализация прав человека.

План

1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.

2. Структура конституционно-правового статуса личности в России.

3. Принципы конституционно-правового статуса личности в России.

4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации: понятие и место в структуре конституционно-правового статуса личности.

5. Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России. Соотечественники за рубежом.

1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.

Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

Естествнный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус — это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности — это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

• они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

• для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

• в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;

• они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

2. Структура конституционно-правового статуса личности в России.

Структура конституционного статуса личности

гражданство

правосубъектность,способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность

основные права, свободы, законные интересы и обязанности

правовые принципы

гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность

3. Принципы конституционно-правового статуса личности в России.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:

равноправие

неотчуждаемость прав и свобод

непосредственное действие прав и свобод

гарантированность прав и свобод

признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров

запрещение злоупотребления правами и обязанностями

запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод

4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации: понятие и место в структуре конституционно-правового статуса личности.

Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающий конституционно-правовой институт прав и свобод может быть подвергнут классификации (схема 6).

1. Самое общее деление прав и свобод — деление их на права человека и права гражданина — связано с дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек имеет равные права со всеми другими, но как член политически организованного общества он имеет равные права только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

2. Понятия право и свобода — в значительной степени равнозначны (зачастую их отождествляют, а в некоторых отраслях права о свободах не говорится вообще). Но между ними есть и различие. «Свобода» — понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав (в частности, политических).

3. Иногда права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные (солидаристские). Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут. К коллективным, в частности, относятся право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий (ст. 31), право на забастовку (ч. 4 ст. 37), права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (ст. 69 Конституции, Федеральный закон от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»), право петиции, право на гражданское неповиновение и др.

4. Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых реализуются основные). Так, право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32); право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) конкретизируется в праве каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) подкрепляется правом каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и правом граждан РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27).

5. Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные), принадлежащие значительно меньшему кругу лиц. Например, если права пенсионеров рассматриваются как общие, то права пенсионеров-инвалидов, военных пенсионеров — как особенные; права государственных служащих — как общие, а права помощников депутатов, работников прокуратуры — как особенные. Права, принадлежащие одной и той же группе лиц, в одних случаях могут рассматриваться как общие, а в других — как особенные. В частности, в паре «права граждан РФ — права наемных работников» права наемных работников являются особенными, а в звене «права наемных работников — права работающих женщин» те же права являются общими.

6. Выделяют абсолютные права и свободы (т. е. те, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению. К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни и др. (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым — свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и др.

7. Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация нормативно оформлена в многочисленных международных правовых актах, таких как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы (Россия вступила в Совет Европы в 1996 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г.) и др. По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

личные (гражданские) права и свободы — это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ;

политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все: например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку независимо от гражданства РФ);

экономические, социальные и культурные права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.

  1. Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России. Соотечественники за рубежом.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: