double arrow

Основы организации безналичных расчетов

Большая часть денежного оборота совершается в форме безналичных расчетов. Безналичный платежный оборот охватывает все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций, банковских и финансовых органов, а также населения.

Безналичный платежный оборот полностью проходит через учреждения банка, где открыты счета предприятий и организаций. От правильной, рациональной организации безналичных расчетов зависит своевременность и быстрота расчетов между хозорганами, их финансовое положение, состояние расчетной и платежной дисциплины в стране. Одним из факторов обеспечения бесперебойности расчетов на всем экономическом пространстве страны является единообразное применение правил расчетов, которые определяются нормативными актами. Эти нормативные акты издает ЦБ РФ. Они обязательны к исполнению для всех банков и их клиентуры.

Организация безналичных расчетов в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

• при всем многообразии форм собственности и особенностей организации деятельности предприятий за последними остается право свободного выбора форм расчетов, что закрепляется в их договорах. Ограничение свободы выбора форм расчетов со стороны коммерческих банков не допускается;

• перечисление средств по счетам предприятий осуществляется по поручению плательщика и с его согласия (акцепта). Безакцептное списание средств допускается лишь в установленных законодательством случаях;

По согласованию между предприятиями могут производиться зачеты взаимных требований, минуя учреждения банка. В этом случае банк будет осуществлять лишь перечисление остатка (сальдо) незачтенной суммы.

Все недоразумения, возникающие в ходе расчетов, взаимные претензии хозорганов (плательщика и получателя средств) решаются в установленном порядке (через суд, арбитраж и т. д.), то есть без участия банковских структур.

Учреждения банка обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего дня после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, последний вправе потребовать от банка уплатить штраф в размере, предусмотренном договором на расчетно-кассовое обслуживание.

Поскольку клиенты коммерческого банка вступают в хозяйственные связи с различными предприятиями и организациями, которые обслуживаются различными коммерческими банками, возникает необходимость организации расчетов между банками. Расчеты между банками на территории России согласно действующему положению осуществляются через расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые созданы Центральным банком РФ в республиках, краях, областях, городах, районах. Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам, открытым друг у друга на основе межбанковских соглашений.

Если задержка в расчетах произошла по вине банка или расчетно-кассового центра, то в этом случае предприятие вправе предъявить претензию к банку или РКЦ, допустившим нарушения.

Согласно действующему Положению безналичные расчеты в РФ производятся с помощью платежных поручений, платежных требований и инкассовых поручений, чеков и аккредитивов. Предприятия сами выбирают наиболее удобную для них форму расчетов. Конкретная форма расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств.

Все расчетные документы, независимо от формы расчетов, должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующие реквизиты:

• наименование расчетного документа;

• номер, число, месяц и год выписки;

< наименование и номера банков плательщика и получателя средств;

• номера счетов плательщика и получателя средств в банке;

• наименование плательщика и получателя средств;

• назначение платежа (кроме чеков), его кодовое обозначение;

• сумма платежа цифрами и прописью;

• на первом экземпляре расчетного документа должны быть подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия, а также оттиск печати.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от суммы. Они выписываются с помощью технических средств в один прием в количестве, необходимом для банка и всех сторон, участвующих в расчетах — обычно в четырех экземплярах (за исключением чеков, которые выписываются в одном экземпляре). Помарки и подчистки при заполнении расчетных документов не допускаются. Прием расчетных документов производится банком в течение всего операционного дня. Списание средств со счета плательщика производится на основании первого экземпляра расчетного документа или документа, переданного по телефаксу, если иное не оговорено Центральным банком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: