Содержание и виды прибыли
Получение прибыли – непременное условие и цель любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономичного и социального развития, прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, финансовых вложений. Прибыль – это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства населения.
Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы: объем производства продукции или услуг и себестоимость – обладают одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития.
Процесс планирования прибыли и себестоимости полностью осуществляется предприятием, которые избавлены от контроля государства до момента налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падения прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе.
Формирование и распределение прибыли строится по схеме:
1.Прибыль от выпуска продукции (в оптовых отпускных ценах) = объем реализации товарной продукции – себестоимость.
2.Прибыль от реализации продукции или услуг = прибыль от выпуска + прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции.
3.Прибыль валовая – балансовая прибыль = (прибыль от реализации) + (результаты от прочей реализации) + (внереализационные результаты).
4.Прибыль рассчетная или налогооблагаемая прибыль = (прибыль валовая) – рентные платежи – прибыль не облагаемая налогом.
5.Прибыль чистая = прибыль валовая – налог на прибыль.
Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется по его усмотрению на потребление, накопление и развитие, в том числе на инвестиции. Известны три метода формирования прибыли:
1.Метод прямого счета. Пункт первый приведенной схемы показывает две основные границы прибыли как предпринимательского дохода и одновременно характеризуют метод прямого счета его планирования и формирования. Этот метод предполагает как глобальный расчет прибыли – по всему объему выпуска продукции, так и локальный – по каждому виду товара с последующим суммированием.
2.Нормативный метод оценивающий массу прибыли по коэффициенту рентабельности.
3.Контрольный или экономический или аналитический (факторный) метод, предпочтительный в условиях инфляции, что позволяет учесть индексы инфляции минимум по четырем факторам: 1)отпускным ценам; 2)покупным ценам и товарам на компоненты производства; 3)заработной плате; 4)нормам амортизации, стоимости основных средств.
Многие десятилетия в нашей стране господствовала командно-административная система, которая базировалась на так называемом директивном планировании. Директивное народно-хозяйственное планирование — это способ управления экономикой (и не только) с помощью разработанных обязательных для исполнения плановых заданий по производству и распределению продукции и услуг в масштабах всей страны.
На первый взгляд в этом нет ничего плохого. Сама по себе идея планирования в экономике вполне разумна, но прежде всего на микроуровне, то есть на уровне хозяйствующего субъекта (предприятия, организации, предприятия).
Что касается планирования на макроуровне, то есть в масштабах всей страны, то оно бывает полезным в чрезвычайных ситуациях (например, в условиях войны), когда экономические законы обычно отступают в тень ради защиты от внешнего врага. А вот в мирное время единые для всей страны планы (не считая основной финансовый план — государственный бюджет) оказываются малоэффективными. Красноречиво об этом свидетельствует тот факт, что ни одна из 12 советских пятилеток так и не была выполнена. Поэтому общенациональные планы должны быть не директивными, а, скорее, рекомендательными. Они получили название индикативных (от фр. indicatif — указательный).
История советской экономики — это непрерывная цепь борьбы предприятий за расширение прав в области планирования, то есть за сокращение количества директивных показателей, навязываемых сверху без учета реальных возможностей конкретного хозяйствующего субъекта.
Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Особая важность планирования подчеркнута в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл данного афоризма в том, что предприятие (организация), которое не умеет или не хочет планировать, само становится объектом планирования, то есть средством для достижения чужих целей. Конечно, планирование не может быть панацеей от всех бед, его нельзя рассматривать как всемогущий инструмент. Однако серьезный подход к планированию создает основу устойчивой и эффективной работы предприятия или организации.
Планирование деятельности предприятия или организации имеет две стороны:
•- общеэкономическую, с точки зрения общей теории предприятия, его природы;
» конкретно-управленческую, то есть планирование является одной из функций менеджмента, оно позволяет предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение в практической деятельности.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы предприятия (организации) и определяется общими условиями его функционирования.
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы:
1. Где предприятие (организация) находится в настоящее время, каковы итоги его деятельности?
2. При помощи каких ресурсов могут быть достигнуты Цели предприятия (организации)?
На основе системы планов, разработанных и принятых предприятием (организацией), в дальнейшем обеспечивается выполнение запланированных мероприятий, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Один из отцов современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть, а предвидеть — это уже почти действовать».
Следовательно, планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть в ходе хозяйственной и финансовой деятельности и - умение с ними справляться или хотя бы минимизировать возможные потери. Предприятие не может полностью устранить риски в своей деятельности, но способно управлять ими при помощи эффективного предвидения.
В то же время планирование имеет свои пределы, вытекающие из ряда объективных и субъективных факторов. К ним следует отнести:
- неопределенность рыночной среды;
- масштабы деятельности предприятия (организации);
- издержки планирования;
- сочетание формального планирования с другими способами принятия решений;
- специфику российского рынка.
Весь процесс планирования на предприятии можно разделить на две стадии:
• - разработка стратегии предприятия (перспективное, стратегическое планирование);
- определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное, тактическое планирование).
Однако разработка стратегических (перспективных) планов предприятия немыслима без прогнозирования, чему посвящен следующий параграф учебника.






