Принцип абсолютных и сравнительных преимуществ во внешней торговле

ТЕМА 1. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ВТ)

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Задачи:

· Изучение механизмов и инструментов регулирующих МЭО и МО

· Выработка системного подхода к анализу направлений развития современных международных экономических отношений

· Формирование представления о месте России в мирохозяйственных связях

· Использование информации о состоянии отдельных сфер международных экономических отношений для принятия соответствующих управленческих решений и оценки их эффективности.

Особенности изучения курса:

  • Рассматривается система национальных хозяйств
  • Отдаётся приоритет национальным интересам
  • Трансформация экономических взаимосвязей осуществляется через призму разных налоговых систем, валютных политик, денежный потоков и теорий
  • Необходимость учитывать ограничения, накладываемые национальными экономиками на перемещение факторов производства (труда, капитала, информации) и затруднения в выравнивании цен

ПЛАН:

  1. Принцип абсолютных и сравнительных преимуществ во внешней торговле.
  2. Внешняя торговля в условиях роста издержек.
  3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
  4. Альтернативные теории внешней торговли.

В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит поставил вопрос о рациональной международной торговле. В литературе его подход получил название принципа абсолютных преимуществ. Идея А. Смита может быть выражена в упрощённой модели, которая предусматривает ряд ограничений:

· наличие только двух стран, причём в каждой производятся только два товара (принцип 2 × 2);

· ограничений на торговлю между странами нет, факторы производства не перемещаются между странами, отдача от масштаба постоянна, импорт оплачивается экспортом, только труд влияет на производительность и цену товара, рассматривается совершенная конкуренция.

НАПРИМЕР, США и другие страны(Англия) и 2 товара – пшеница и сукно

США Другие страны

1трудозатрат
1трудозатрат
50 кг пшницы 40 кг пшеницы

ИЛИ ИЛИ

25 м сукна 100 м сукна

1 кг пшеницы=25/50=0,5 м сукна 1 кг пшеницы=100/40=2,5 м сукна

1 м сукна= 50/25=2 кг пшеницы 1 м сукна=40/100=0,4 кг пшеницы

ТОРГОВЫЙ ИНТЕРЕС

(купить в одной стране дешевле и продать в другой стране дороже)

2,5>1 кг пшеницы<0,5

2<1м.сукна<0,4

Границы, в которых должна находиться цена без учёта затрат на перемещение

1:1- Price World –мировая цена (1 кг пшеницы=1 м сукна)

Границы производственных и торговых возможностей

экспорт
Кривая производственных возможностей

Точка C(15; 20)- точка предпочтения потребления в данной стране

S0- потребление удовлетворяется местными производителями

S1- рост благосостояния

Условия ВТ:

  1. изменение структуры производства
  2. полная специализация производства

Результаты торговли:

1. рациональное использование природных ресурсов

2. торговля по мировым ценам

3. рост благосостояния нации

Недостатком теории А. Смита было то, что факторы производства не обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, прекратится и внешняя торговля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: