double arrow

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зи­ма и лето, молодость и старость и т. д.).

Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противо­речие (единство противоположностей).

Противоположности это такие стороны, моменты, пред­меты, которые одновременно:

а) и неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;

в) взаимопроникают и — при оп­ределенных условиях — переходят друг в друга (положитель­ное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)

Единство (тожде­ство) противоположностей образует противоречие (диалекти­ческое).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена фор­мулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста­ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис­точника, движущей силы их развития.

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источ­ник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основопо­ложником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождест­во» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность озна­чает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть дан­ный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рам­ки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отли­чием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; -их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Различие — это сравнительная характеристика объектов на осно­вании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каж­дое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от са­мого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие пред­ставляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключаю­щие, противоположные тенденции: например, положительно заряжен­ное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в хи­мии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать ис­точником развития, противоположности должны быть сторонами еди­ного процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.

Источником всякого движения и развития является взаимодейст­вие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами-является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.

Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть ак­тивное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувствен­ного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия про­тивоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделе­ние и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мыслен­ный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалек­тики познания.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположно­стей внутри цельного явления:

- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоян­ное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и пе­реходит на более высокую качественную ступень развития);

- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителя­ми» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона пе­реходит на более высокую ступень развития;

- антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить толь­ко за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в од­ном направлении);

- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут дей­ствовать автономно друг от друга).


Сейчас читают про: