double arrow

Закон целостности

2

Эстетическая организация элементов композиции.

Целесообразность.

Соответствие.

Устойчивость системы.

Порядок и организованность.

Мера.

Единство противоположностей.

Требования гармонии к композиции.

2.1. Связь – слаженность, прилаженность элементов друг к другу.

В композиции интерьера это:

А) функциональные связи, обеспечивающие удобство восприятия и жизнедеятельности человека;

Б) эстетические связи – построение произведения по законам красоты;

В) тектонические – художественное выявление работы конструкций.

Эти связи определяют функциональную, эстетическую и тектоническую организацию элементов композиции.

В композиции обязательно наличие противоположностей. Если противоположностей нет, композиция невыразительна и произведение не состоялось.

Критерием меры является идея произведения. Выразители меры – отношения и пропорции.

Порядок и организованность определяются идеей произведения.

Порядок проявляется в упорядочении, а организованность – в соподчинении элементов композиции.

Композиция должна быть уравновешенной.

2.6. Ясное строение системы, простота и логичность, как в целом, так и в частях.(Гениальное – всегда просто).

Это требование предполагает соответствие выбранных средств идее произведения.

Этот принцип предполагает оптимальный выбор средств, достаточных для выразительного выявления идеи произведения. Минимум средств – максимум выразительности.

Рассмотрим эстетическую организацию с позиций требований гармонии к композиции.

3.1. Первое требование – связь.

Это требование в силу своей значимости приобрело статус закона, который называется законом целостности.

Суть закона – произведение искусства должно восприниматься как единое целое (композиция не должна разваливаться на части). Оно должно быть таким, чтобы ничего нельзя было «ни убавить, ни прибавить»:- Альберти.

Главная черта закона – неделимость композиции: нельзя рассматривать композицию как сумму нескольких самостоятельных частей.

Неделимость композиции, в изобразительном искусстве, решается через нахождение ее конструктивной идеи. Конструктивная идея – это темное пятно на светлом фоне, либо светлое пятно на темном фоне. Форма пятна может быть как статичной, так и динамичной. Динамичная форма пятна придает композиции ощущение движения. Далее конструктивная идея разрабатывается. Выявляется центр внимания (композиционный центр), которому подчиняется периферия.


В архитектуре отдельные элементы композиции объединяются по «принципу пятна» - та же конструктивная идея.

1. Элементы разрознены. 2. Элементы объединяются по «принципу пятна».

«Принцип пятна» - отдельные элементы воспринимаются как силуэты, стремящиеся слиться в единое изображение.

«Прием зрительного равновесия и тяготения масс»

1. Композиция не уравновешена. 2. Композиция делится на две части. 3. Уравновешенная композиция.  
1. Разрозненные элементы. 2. Меньший элемент тяготеет к большему.  


«Принцип хорошей формы»

Этот термин сформулировали конструктивисты. Хорошими или законченными формами являются правильные геометрические тела с максимальным количеством одинаковых параметров: шар, куб, многогранник; круг, квадрат, треугольник, правильный многоугольник, звезда и т.д.

«Законченность архитектурной структуры»

Впечатление законченности создают детали.

«Принцип замыкания перспектив»

1. Перспектива не замкнута. 2, 3. Различные приемы замыкания перспектив.  


Целостность – это единство формы и содержания, единство композиции и стиля.

Идея произведения определяет выбор формальных средств художественной выразительности (этим обеспечивается единство формы и содержания), а формальные средства художественной выразительности должны находиться в стилистическом единстве.

Стиль – это совокупность формальных средств художественной выразительности.

3.2. Второе требование – единство противоположностей.

В композиции обязательно наличие контрастов, иначе она будет невыразительной.

Контрасты могут быть:

a) По размерам;

b) По форме;

c) По цвету;

d) По фактуре и текстуре;

e) По массе.

3.3. Третье требование – мера.

Критерием меры является идея произведения. Выразители меры – отношения и пропорции.

Соразмерность элементов композиции проявляется в пропорциональной закономерности и архитектурном масштабе. (Пропорционирование – см. лекцию 4).

Архитектурный масштаб – это эстетическая характеристика величины архитектурного сооружения.

Масштаб архитектурного произведения зависит от расчлененности формы, ее пластической деталировки.

Чем меньше раздроблена, размельчена форма, тем крупнее архитектурный масштаб и наоборот, чем больше расчленена, раздроблена (более детализирована) форма, тем мельче архитектурный масштаб.

Менее расчлененная форма кажется более монументальной.

В архитектуре критерием для оценки абсолютных размеров формы является человек и детали, величина которых определяется его габаритами: ступеньки, ширина и высота двери, местоположение дверной ручки, расстояние от пола до окна и прочие величины, которые не могут изменяться в больших пределах.

3.4. Четвертое требование – порядок и организованность.

3.4.1. Порядок и организованность определяются идеей произведения.

Порядок проявляется в упорядочении, а организованность – в соподчинении элементов композиции.

Упорядочение элементов композиции осуществляется с помощью закономерностей: метр, ритм, симметрия.

Метр (метрический ряд) – повторение одинаковых элементов через одинаковые интервалы.

 
b
b
b
b
a
a
a
a
a
a – элемент; b - интервал


b b b b b

Ритм (ритмический ряд) – изменение элемента либо интервала, либо и элемента и интервала по определенной математической закономерности.

 
a – элемент; b - интервал
b1
b2
b3
b4
a
a
a
a
a
Изменяется интервал
 
a – элемент; b - интервал
Изменяется элемент
b
b
b
b
a1
a2
a3
a4
a5

 
b1
b2
b3
b4
a – элемент; b - интервал
a1
a2
a3
a4
a5
Изменяется и элемент и интервал


Метрические ряды придают системе статичность, а ритмические – динамичность.

Симметрия

   
b
b
b
b
a
a
a a
a
a
a – элемент; b - интервал
Симметрия относительно оси
Симметрия относительно точки  


Соподчинение – выявление главного, доминирующего элемента и подчинение ему всех остальных элементов композиции по степени их значимости.

3.5. Пятое требование – Устойчивость системы.

Композиция должна быть уравновешенной.

3.6. Шестое требование – Ясное строение системы, простота и логичность, как в целом, так и в частях.(Гениальное – всегда просто).

3.7. Седьмое требование – Соответствие.

Это требование предполагает соответствие выбранных средств идее произведения.

2

Сейчас читают про: