Становление диалектики как философского учения.
Термин диалектика происходит от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор. По словам Сократа именно в споре рождалась истина, путем столкновения двух противоположных мыслей. Однако диалектика не ограничивается только ведением споров, т.е. логикой, она находит свое отражение и в объективных природных процессах. Поэтому суть диалектики заключается в единстве противоположных начал, которые выступают в качестве источника движения, а отсюда, и источником развития и всеобщей взаимосвязи мира. Следовательно, диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и человека.
В истории философии условно отмечают три этапа развития диалектики.
1) Античный период, который был наивный и стихийный, т.к. опирался на житейский опыт и наблюдения. Например, Гераклит говорил: «Все течет, все изменяется»; «Все переходит в свою противоположность, мокрое высыхает, сухое увлажняется»; «Борьба – отец всего». Для Платона диалектика – это процесс познания, т.е. постепенный переход от единичных понятий к общим и к миру идеальных сущностей. Также диалектика видна в философии Зенона, Аристотеля, Плотина и др.
2) В немецко-классический период диалектика развивается Кантом, Фихте, Шеллингом, но систематизировал диалектику Гегель, он создал идеалистическую диалектику, которая заключалась в развитии мирового духа.
3) Материалистическая диалектика разработана Марксом и Энгельсом и развита Лениным и другими философами. Суть ее в том, что развитие мира заложено не в мировом духе, а в самой материи, т.к. материя, по мнению этих философов, является основой мира.
1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Этот закон характеризуется следующими категориями: качество, количество, мера, скачок.
Качество – это философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, в которой предмет остается самим собой, а не другим. Под качеством понимается, также, граница существования предмета, совокупность свойств предмета, «лицо» предмета. Гегель качество определяет, как тождественная с наличным бытием определенность предмета.
Количество – это философская категория, выражающая внешнюю определенность предмета: его величину, число, объем, степень развития свойств и т.д. Гегель определяет количество, как безразличное к наличному бытию определенность предмета.
Мера – есть единство количества и качества. Это интервал или границы, в которых не происходит существенных изменений предмета, где не меняется свойство и определенность предмета.
Скачок – это коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета. Скачки бывают быстрые и медленные, революционные и эволюционные.
Пример перехода количества в качество.
Скачок Скачок
↔ ↔
качество качество качество
Лед Вода Пар
мера мера мера
0º С 100º С
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон характеризуется следующими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие.
Тождество – это отношение вещи к себе самой и к другим вещам, характеризующееся совпадением сторон и свойств.
Различают абсолютное и конкретное тождество.
Абсолютное тождество – это полное совпадение всех сторон и свойств. Конкретное тождество содержит в себе элементы различия.
Различие – это отношение вещи к себе самой и к другим вещам, имеющее несовпадение всех сторон и свойств. Существенные различия переходят в противоположности.
Противоположность – это различия, доведенные до крайности. Диалектические противоположности не существуют друг без друга, взаимоисключают, предполагают друг друга, находятся в постоянной борьбе. Например: мужское и женское начало, холодное – теплое, правое – левое, плюс – минус и т.д.
Противоречие есть единство противоположностей. Любой объект включает в себя пары таких противоположностей. Например: земной шар содержит в себе южный и северный полюс, головной мозг – правое и левое полушарие, человечество делится на мужской и женский пол и т.д.
Внутренняя противоречивость выступает в качестве источника движущей силы, причиной саморазвития объектов. В процессе развития объекты находятся в постоянном противоречии, они снимаются лишь на время, когда объект переходит на следующий, качественно новый уровень развития. Но, на этом новом уровне снова возникает противоречие, которое разрешается (снимается) на новейшем уровне, и так продолжается пока объект развивается.
3. Закон отрицания отрицания.
Этот закон включает в себя категории: «диалектическое отрицание» и «отрицание отрицания».
Диалектическое отрицание есть процесс перехода объекта из одного качественного состояния в другое, путем не простого отвержения или отбрасывания существующих качеств, а сохраняя и вбирая в себя его существенные моменты. Например, теория относительности Эйнштейна полностью не отрицает физику Ньютона, как заблуждение, а лишь рассматривает ее, как частный случай.
Отрицание отрицания есть законченный цикл развития объекта. Это возврат объекта, как бы, в исходное положение, но на более высоком уровне. В результате образуется спиралевидный характер развития, в котором один цикл включает в себя три фазы:
1) начальное состояние;
2)отрицание начального состояния, переход на новое качество;
3) отрицание нового качества, переход в новейшее качество.
Закон отрицание отрицания можно отследить на примере развития биологических видов растений и животных. Например: семя – растение – новое семя, потомство – стадо – новое потомство. В науке это: теория – практика – новая теория и т.д.