Лекция 12. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров

2.

Качество - это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих ее качество, называется показателем качества товара.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели- характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

-удельный вес продукции высшей категории качества;

-средневзвешенный балл продукции;

-средний коэффициент сортности;

-удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

-удельный вес сертифицированной продукции;

-удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

-удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

-полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питании);

-надежность (долговечность, безотказность в работе);

-технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

-эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества был введен в 1981 г. Существовавшая система аттестации в 1993 г. с целью приближения к международным стандартам качества была заменена на систему сертификации.

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования, по которым осуществляется сертификация.

Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. По итогам сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность – тоже характеризует качество, но для определенных отраслей.

В процессе анализа показателей качества изучают их динамику, достигнутый уровень, причины изменений.

Для оценки выполнения плана по качеству товара используют различные методы.

Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества товара, затем путем сравнения фактического и планового уровня, находят процент его выполнения. Оценка выполнения плана по качеству товара производится по удельному весу бракованных и рекламационных товаров. (На семинаре таблица 11.5)

По товарам, качество которых характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается их доля в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена товаров в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме товаров сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов. (На семинаре таблица 11.6)

Коэффициент сортности рассчитывается для отдельного вида товара по формуле:

, (11.1)

где Qi – количество товаров i-ого сорта;

Рi - цена единицы товара i-ого сорта;

Рв – цена единицы продукции высшего сорта;

m – количество сортов данного вида продукции.

Увеличение или снижение выпуска товаров по сортности в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле:

, (11.2)

Резерв повышения качества товара равен разности между стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара.

Качество товара является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж, прибыль.

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости товара, поэтому формулы для расчета имеют вид:

изменение объема производства товаров:

∆VП = (Р1 – Р0) * QК, (11.3)

изменение выручки от продаж:

∆В = (Р1 – Р0) * QПК, (11.4)

изменение прибыли:

∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ], (11.5)

где Ц0, Ц1 соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

QК - количество произведенного товара повышенного качества;

QПК - количество проданного товара повышенного качества.

Полезным также является анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия в стоимостном выражении (Таблица 11.7 семинар).

Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщаются.

Важным косвенным показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака (Таблица 11.8 на семинаре).

Основными причинами понижения качества товаров могут быть:

- плохое качество сырья;

- низкий уровень технологии и организации производства;

- низкая квалификация работников;

- аритмичность производства и др.

После изучения причин снижения качества и допущенного брака товаров по местам их возникновения, определяют центры ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Экономическая эффективность таких мероприятий оценивается на основе показателей изменения уровня качества товаров, повышения прибыли и снижения /или снижения затрат.

Рис. 11.6. Оценка эффективности мероприятий по изменению качества товара

Достижение оптимального качества невозможно без значительной работы в области планирования, проектирования, производства, сбыта и обслуживания.


Семинар

Таблица 11.5 Анализ обобщающих показателей качества товара

Показатель Прошлый период Отчетный период
план факт
Средневзвешенный балл качества товара 0,65 0,81 0,75
Удельный вес, % а) товара высшей категории качества б) экспортируемых товаров в) бракованных товаров г) рекламационных товаров   0,5 0,8 0,4   1,5 0,4 0,7   1,0 0,3 0,6
Потери от брака, тыс.руб.      

Оценки, приведенные в таблице, показывают, что за отчетный период организацией проделана определенная работа по улучшению качества товара, о чем свидетельствует увеличение удельного веса товара высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым периодом, а также повышение удельного веса экспортируемых товаров. Уменьшению доли бракованных товаров способствовало снижению потерь о брака на 120 тыс.руб. Отрицательным фактором является рост рекламаций от потребителей товаров.

Таблица 11.6 Анализ качества товара Х

Сорт товара Цена за единицу, тыс.руб. Выпуск товара, шт. Объем производства, тыс. руб.
план факт план факт По цене I сорта
план факт
I 1,2            
II 0,8            
Итого:              

Из таблицы 12.6 следует, что если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 18300 тыс.руб., что на 3050 тыс.руб. больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 19 500 тыс.руб., что на 3250 тыс.руб. больше реального значения. Сумма 3250 тыс.руб. – упущенная выгода организации.

Если бы все товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 18300 тыс.руб., фактическая – 19500 тыс.руб.

Коэффициенты сортности плановый и фактический соответственно:

Кпл сорт = 16830 / 18300 = 0,895,

Кф сорт = 17480 / 19500 = 0,896.

Увеличение или снижение выпуска товаров по сортности в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле:

, (11.2)

для нашего примера ∆К сорт = 0,896 / 0,895 = 1,001.

Резерв повышения качества товара равен разности между стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет для плановых показателей: 18300 - 16380 = 1920 тыс.руб.,

для фактических показателей: 19500 – 17480 = 2020 тыс.руб.

Анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия в стоимостном выражении (Таблица 11.7).

Таблица 11.7 Влияние сортового состава товара на изменение его цены

Сорт Оптовая цена, тыс.руб. Сортовая структура товара, % Изменение средней цены, руб.
план факт +, -
I 1,2 68,5 68,9 + 0,4 + 4,8
II 0,8 31,5 31,1 - 0,4 - 3,2
Итого:       - + 1,6

Из таблицы 11.7 видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. рублей (16250 шт. * 1,6 руб.).

Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщаются.

Важным косвенным показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака (Таблица 11.8).

Таблица 11.8 Анализ потерь от брака товаров

Показатели тыс. руб.
Себестоимость забракованных товаров  
Расходы по исправлению брака  
Стоимость брака по цене возможного использования  
Сумма удержаний с виновных лиц  
Потери от брака  

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: