double arrow

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ И ДРУГИХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА


РАЗДЕЛ VI

3.

2.

1.

Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств

Анализ ритмичности производства

3. Анализ сбыта товаров

Ритмичность – равномерный выпуск товаров в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров, несвоевременно поступает выручка. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели:




– коэффициент ритмичности;

– коэффициент вариации;

– коэффициент аритмичности;

– удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску;

– удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску;

– удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства;

– удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности:

– наличие доплат за сверхурочные работы;

– оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта;

– потери от брака;

– уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции;

– наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности(Крит) определяется делением объема производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (VВП), на плановый объем производства (VПЛ). При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности 1.

, (12.1)

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):

, (12.2)

где VФ и VПЛ фактический и плановый объем производства соответственно,

n – число суммируемых плановых заданий.



В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по изменению объема производства товаров в связи с неритмичной работой.

Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным объемом производства;

б) разность между фактическим и возможным объемом производства, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема.

Равномерность производства товаров определяется каким-либо внутренним нормативным документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Но это совсем не означает, что выпуск должен быть одинаковым в течение всего года. Как правило, графики составляют на месяц, и на основе графика определяется темп производства товаров в течение всего года.

Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем является коэффициент равномерности:

, (12.3)

где Н – недовыполнение за сутки в соответствии с графиком;

- сумма недовыполнения за все дни месяца;

VПЛ - план на месяц.

Для оценки ритмичности производства в организациях рассчитывается также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности - ноль.



В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности по выпуску товаров в связи с неритмичной работой.


Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств производства. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

При расчете объема продажи товаров учитывается изменение остатков не проданных товаров на начало и конец планируемого периода.

Для анализа выполнения плана по объему продаж составляется баланс продажи товаров в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Если объем продаж в организации определяется по отгрузке товаров, то балансовое уравнение имеет вид:

н + Vпл = Sпл + Vзк ,

Sпл = Vзн + Vпл – Vзк , (12.4)

где Sпл – плановый объем продаж;

Vпл– объем производства товаров по плану;

н , Vзк - запасы товаров на начало и конец планового периода соответственно.

Если выручка определяется после оплаты отгруженных товаров, то товарный баланс можно записать так:

н + Vпл + Vон = Sпл + Vок + Vзк ,

Sпл = Vзн + Vпл - Vок - Vзк , (12.5)

где н , Vок - остатки отгруженных товаров на начало и конец периода соответственно.

В целях обеспечения выполнения плановых заданий осуществляется анализ факторов, влияющих на объем продажи товаров в результате:

1) роста объема производства товаров;

2) осуществления мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе выпуска новых видов товара, повышения качества выпускаемого товара, внедрения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, экономии сырья и материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;

3) изменения остатков готовых товаров на складе;

4) других факторов.

Графически взаимосвязь между факторами представлена на Рис. 12.1.

Рис. 12.1. Факторы, обуславливающие изменение объема продаж товаров

Расчет влияния данных факторовна объем продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (семинар таблица 12.1 - 2)

Анализ продажи товаров тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

, (12.6)

где - плановая отгрузка по договорным обязательствам;

- недопоставка товара по договорам.

Плановая отгрузка и недопоставка суммируются по всем товарам.

При анализе выполнения договорных обязательств поставки товара потребителям в зачет поставки идет объем товара в пределах плана (Таблица 12.3 семинар).

Невыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта товара, что повлечет за собой спад производства. Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых организаций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта. В процессе анализа определяется выполнение объема поставок помесячно и нарастающим итогом с начала года в целом по организации, в разрезе отдельных договоров, сроков поставки, потребителей и видов товаров, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Особенно большое значение для организации имеет выполнение договоров на поставку товаров для государственных нужд, которые гарантируют сбыт товара, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.


Семинар

Рассмотрим оценки ритмичности производства товаров для условного предприятия (Таблица 12.1).

Таблица 12.1 Анализ ритмичности производства товаров

Дека- ды План Факт По факту в пределах плана Коэф- фициент ритмич- ности Числа аритмичности
сумма, тыс. руб. струк- тура, % сумма, тыс.руб. струк- тура, % абсолютное отклонение относительное отклонение, %
+ - + -
31,51 27,98 0,888 - -1750   -24,5
33,74 33,09 0,981 - -320   -1,9
34,75 38,93 1,000 +2070   +12,0  
Итого: 0,958 +2070 -2070 +12,0 -26,4

Из данных таблицы следует, что организация увеличивало производство товаров подекадно, но если в первой декаде было недовыполнение плана на 24,5% (1750 тыс.руб.), то во второй - только на 1,9% (320 тыс.руб.), а затем произошло перевыполнение плана в третьей декаде на 12% (2070 тыс.руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция – увеличение выпуска товаров, однако очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом товаров, поскольку сверхплановое производство не было предусмотрено. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства товаров. В плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (31,51%, 33,74%, 34,75%), чем в отчетных данных (27,98%, 33,09%, 38,93%).

Таблица 12.2 Анализ факторов изменения объема продаж товаров

Показатель Сумма в плановых ценах, тыс.руб.
план факт +, -
1. Запасы товаров на начало периода +38744
2. Объем производства +64705
3. Запасы товаров на конец периода +49877
4. Отгрузка товаров за период (п.1+п.2 - п.З) +50832
5. Остаток товаров, отгруженных потребителю: 5.1. на начало периода
5.2. на конец периода +461
6. Объем продаж (п.4+п.5.1-п.5.2) +50371

Из таблицы следует, что организация начала свою деятельность с избытком запасов готовой продукции относительно плана на начало в 38744 тыс.руб. Организация значительно увеличила объем производства до 717416 тыс.руб. относительно плана 652711 тыс.руб. На конец периода запасы товаров превышали плановое значение на 49877 тыс. Превышение плана запасов на конец периода возросло относительно превышения его на начало периода.

Отрицательное влияние на объем продаж оказали такие факторы, как увеличение остатков товаров на складах на конец периода, рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет организации. Следовательно, в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты товаров потребителями и разработать конкретные мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Таблица 12.3 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке товара

за месяц, тыс. руб.

Вид товара Потре- битель План поставки по договору Отгружено по отчету Недопоставка товара Зачетный объем в пределах плана
А -
-150
-
-
-100
-
Б -50
-20
-
-
-
В  
-20
-50
-
Итого:   -390

Из таблицы 12.3 следует, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено товаров на сумму 390 тыс. рублей, или на 4,2% от общей суммы по договорам. Если проводить анализ по видам товаров, то по товару А недопоставка составила 250 тыс. рублей, по товарам Б и В – 70 тыс. рублей.

Процент выполнения договорных обязательств организацией:

Кд = (9270 –390) / 9270 = 0,958 или 95,8 %.

Аналогично проводится анализ выполнения договорных обязательств за год (Таблица 12.4).

Таблица 12.4 Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

  Месяц План поставки товаров Недопоставка товаров Выполнение, %
за месяц с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года
Январь 94,11 94,11
Февраль 96,08 95,07
Март 83,87 91,53
Апрель 97,02 92,71
Май 100,00 93,93
Июнь 100,00 94,71
Июль 100,00 95,31
Август 100,00 95,79
Сентябрь 84,75 94,61
Октябрь 95,88 94,74
Ноябрь 97,23 94,99
Декабрь 89,54 94,46
Итого: 94,46 94,46

Результаты анализа показывают, что сумма недопоставки за весь год составила 36067 тыс. рублей, а план выполнен только на 94,46%.

Таблица 12.5 Данные об отгрузке отдельных видов товаров

Вид товара Объем отгрузки, тыс.руб. Структура сбыта, %
А 62,00
Б 18,87
В 6,10
Г 9,09
Д 3,16
Е 0,84
Итого: 100,00

Анализ показывает, что организация удерживается на рынке в основном со своими традиционными товарами А и Б, доля которых в объеме отгрузки составляют 62% и 18,9% соответственно. Очевидно, маркетинговая стратегия организации должна быть направлена на выравнивание сбыта различных товаров общей структуре, что обеспечит ей большую устойчивость на рынке.

Таблица 12.6 Анализ приоритетов продажи товаров по федеральным округам

Экономические районы Годовой объем сбыта, тыс.руб. Структура сбыта, %
Южный Федеральный округ 454938,77 64,8
Москва 178324,76 25,4
Центральный Федеральный округ 68802,468 9,8
Итого по РФ:

Из таблицы 12.6 следует, что приоритетным рынком для организации является Южный Федеральный округ, на который приходится 64,8% сбыта товаров в год. Это объясняется территориальной близостью и большим количеством торговых дилеров. Следующим по важности является Москва (25,4%) в связи с наличием платежеспособных потребителей и также большим количеством дилеров.

Очевидно, что приоритетной группой потребителей товаров данной организации являются внутренние потребители (97,4%), и наиболее значимыми здесь с точки зрения объема сбыта являются предприятия торговли (50%) и частные дилеры (22,4%).

Таблица 12.7 Анализ приоритетов по потребителям товаров

Группа потребителей Объем сбыта, тыс.руб. Структура сбыта, %
Внутренние потребители, всего: 97,4
Торговля
Частные дилеры 22,4
Учреждения здравоохранения
Детские дошкольные учреждения
Внешние потребители, всего: 2,6
Экспорт - -
Потребители стран СНГ 2,6
Итого:

Внешние потребители в анализируемом периоде имели небольшой удельный вес (2,6%). Отсутствие экспорта обуславливается с неурегулированным таможенным законодательством и неадекватным курсом валют.


Анализ сбыта товаров - деятельность, включающая детальное изучение данных о сбытетовара с целью оценки пригодности маркетинговой стратегии.

Объект анализа - объемыпродажна разныхрынках (сегментах), цены,категории потребителей и методыпродаж.

Основной источник информации для анализа сбыта – данные по отгрузке товаров. Они содержат информацию о наименовании потребителя, заказанном количестве, цене и условиях продажи и транспортировки. Основная цель изучения информации заключается в умении выделить закономерности из случайных явлений.

Когда организация производит или продает разнообразные товары, то часто можно обнаружить значительную разницу в объеме продаж и прибылей, получаемых от продажи различных изделий (работ, услуг). Для того, чтобы сконцентрировать основные усилия на тех товарах, которые имеют наилучшие возможности для сбыта и получения прибыли, необходимо разбить данные о сбыте по группам потребителей или товаров. Если производитель планирует снять с производства медленно или плохо продающиеся товары, он должен произвести тщательный анализ причины сокращения сбыта, прежде чем принимать какие-либо меры. После установления основных причин, организация может принять решение по улучшению своей позиции в сбыте этого товара или снять его с производства.

Одним из вариантов анализа сбыта является анализ приоритетов.

Анализ приоритета по товарам (товарным группам) является первым шагом при изучении перспектив организации. Поскольку свое благополучие большинство организаций связывают с возможностью удержаться на рынке традиционного для них товара, т.е. товара, выпускаемого по хорошо изученной и отлаженной технологии, такой анализ должен проводиться регулярно (Таблица 12.5 семинар).

Анализ приоритета по рынкам – это ранжирование региональных рынков в порядке убывания интересов организации, которые определяются условиями продажи ее товаров. (в таблице 12.6. семинар)

Анализ сбыта должен быть дополнен информацией о случаях отклонения от планов продаж, где перечисляются ситуации, в которых не были достигнуты поставленные цели или присутствовали новые возможности сбыта. Для товаров, при сбыте которых организация испытывает трудности, должны быть разработаны меры по стимулированию сбыта, которое может осуществляться по трем основным направлениям: внутрифирменное стимулирование; стимулирование дилерской сети; стимулирование потребителей.

Анализ приоритетов по потребителям играет большую роль при разработке и оценке выполнения планов маркетинга. В составе потребителей выявляются группы в соответствии с их расположением (внутри страны и за рубежом), спецификой отрасли или видом бизнеса. Для каждой группы определяется доля в структуре сбыта, потребительские группы ранжируются в соответствии с этой долей (Таблица 12.7 семинар).

Анализ по приоритетам помогает повысить обоснованность маркетинговых решений о расширении или сужении рынков сбыта как по территориям, так и по сегментам, определять стратегию с разработкой и выводом на рынок новых товаров или снятием товаров с производства.








Сейчас читают про: