Лекция 18. Анализ себестоимости продукции

2.

Классификация затрат

Лекция 17. Управление затратами

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

РАЗДЕЛ VII

Вопросы:

2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью

1.

В настоящее время организация должна самостоятельно принимать решение, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.

Затраты – это выраженные в денежной форме расходы организаций на производство, обращение, сбыт товаров.

Информационная база для анализа затрат

Группы источников информации   Источники информации
Планово-нормативная документация Сметы: затрат на производство; себестоимости реализованной продукции; прямых материальных затрат; расходов на оплату труда; накладных расходов Плановые (нормативные) калькуляции себестоимости единицы продукции Нормативы по видам затрат Ценники; данные о ставках и тарифах на услуги
Отчетность Бухгалтерская: разд.6 «Расходы по обычным видам деятельности» формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» Статистическая: форма 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции»; «Отчет по труду»; «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др.
Данные бухгалтерского учета Учетные регистры: журналы-ордера № 10 и 10/1, данные аналитического учета по счетам затрат Первичная документация: договор на приобретение продукции, материалов, услуг; счет-фактура, авансовый отчет, наряд-заказы, данные табельного учета, маршрутные листы, накладные на отпуск материалов, лимитно-заборные карты и т.п.
Внеучетные данные Акты инвентаризаций, ревизий и иных проверок. Отчеты аудиторов Статистическая информация, данные других предприятий, материалы публикаций

Одни затраты непосредственно связаны с производством товаров (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.).

Классификация затрат для целей управления

Классификационные признаки с учетом функций управления Виды затрат
1. Процесс принятия управленческих решений Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные
2. Процесс прогнозирования Краткосрочные и долгосрочные
3. Процесс планирования Планируемые и не планируемые
4. Процесс нормирования Стандарты, нормы, нормативы и отклонение от них
5. Процесс координации По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности
6. Процесс учета Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные
7. Процесс контроля Контролируемые и неконтролируемые
8. Процесс регулирования Регулируемые и нерегулируемые
9. Процесс стимулирования Обязательные и поощрительные
10. Процесс анализа Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные

С точки зрения тактики и стратегии развития организации:

· явные (расчетные) затраты - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения товаров или услуг;

· альтернативные (вмененные, дополнительные) затраты - затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого (упущенная выгода). Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. При неограниченных ресурсах вмененные издержки равны нулю.

В зависимости от специфики принимаемых решений:

· релевантные (существенные, значительные) затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения;

· нерелевантные - затраты, на которые нельзя оказать влияния (затраты прошлых периодов).

По степени влияния на результаты принимаемых решений:

· эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты;

· неэффективные - это затраты непроизводительного характера (потери на производстве), в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт (потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др.). Обязательность анализа неэффективных затрат обусловлена тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

· планируемые - производительные расходы организации, обусловленные его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство (в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость товаров);

· не планируемые – это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности организации (потери от брака, простоев и др). Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товаров на соответствующих счетах в бухгалтерском учете, учет необходим для их предупреждения.

Классификация затрат по центрам ответственности

(в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений организации)

Технологические подразделения организации, включая склады полуфабрикатов и товаров собственного производства Нетехнологические подразделения организации
Производственные подразделения Опытно- экспери- менталь- ные и ис- ледова- тельские службы Технологи- ческие службы предприя- тия Снабже- ние Админи- стративно- управлен- ческий персонал   Общезавод- ское обслужива- ние  
 
основ- ные вспомо- гатель- ные под- соб- ные Сбыт
продукции
 
 
                 
Прямые и кос- венные (основ ные) затраты   Себестои- мость изго товления Общепро-     Общехозяй- ственные расходы   Коммер-
изводствен-     ческие
  ные (ценно-      
      -вые) рас-    
        ходы      
               
  Производственная себестоимость        
                 
        Полная себестоимость продукции      
             
                 

Рис. 17.1. Общая схема классификации затрат по местам их возникновения

Данная группировка затрат напрямую зависит от действующей организационной структуры и позволяет определить производственную себестоимость товаров.

По отношению к действующим в организации нормам, нормативам, лимитам и стандартам все затраты, включаемые в себестоимость товаров, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего периода, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством оперативного контроля за уровнем издержек производства.

В процессе координации формируются места и сферы возникновения затрат, а также определяются лица, ответственные за их осуществление и поведение.

Для осуществления учетных процедур затраты организации группируются по:

- составу:

ü одноэлементные - затраты, состоящие из одного элемента (материалы, заработная плата, амортизация и др.). Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты;

ü комплексные - затраты, состоящие из нескольких элементов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и др. одноэлементные затраты).

- экономическому содержанию:

ü по статьям калькуляции - позволяет исчислить себестоимость отдельных видов товаров, установить объем затрат конкретных структурных подразделений организации.

Калькуляционная статья - определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всех товаров в целом.

ü по экономическим элементам - показывает, сколько произведено видов затрат в целом по организации за определенный период времени независимо от места возникновения и на производство какого конкретного изделия они использованы. Дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных средствах, определении фонда оплаты труда и т.д.

Экономический элемент - первичный однородный вид затрат на производство и реализацию товаров, который на уровне организации невозможно разложить на составные части (материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на соц. нужды; амортизация; прочие затраты).

- роли в технологическом процессе изготовления товаров:

ü основные - затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления товаров (стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.);

ü накладные - затраты образующиеся в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией товаров и управлением.

В странах с развитой рыночной экономикой, использующих систему учета “Директ–кост” основные затраты выступают в виде производственных, а накладные – периодических затрат.

- отношению к объему производства:

ü переменные - затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. (затраты на сырье и материалы, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату производственных рабочих и др.);

ü постоянные - затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства (общехозяйственные расходы и др.);

ü смешанные (полупеременные, полупостоянные) - имеют одновременно переменные и постоянные компоненты.

Все прямые расходы являются переменными затратами, а в составе общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов есть как переменные, так и постоянные составляющие затрат (месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных телефонных разговоров. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными затратами).

Постоянные затраты, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости товаров, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу товара. Переменные же затраты возрастают в прямой зависимости от роста производства товаров, но рассчитанные на единицу товаров представляют собой постоянную величину. Данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства.

- способу включения в себестоимость товара:

ü Прямые - затраты на производство конкретного вида товара. Относятся на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов (затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др.);

ü Косвенные - связаны с выпуском нескольких видов товаров (затраты по управлению и обслуживанию производства (накладные)).

Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер. Так, в организациях, где производится один вид товара, расходы прямые. В комплексных производствах, в которых из одних и тех же видов сырья и материалов изготавливаются несколько видов изделий, основные затраты являются косвенными.

- времени возникновения и отнесения на себестоимость товаров:

ü текущие - затраты по производству и продажам товаров в текущем периоде, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем;

ü будущего периода – затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость товаров, которые будут выпускаться в последующие отчетные периоды (расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов товаров). Такие затраты должны принести доход в будущем.

ü предстоящие - затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения и др. затраты, имеющие периодический характер).

Для обеспечения контроля затрат затраты делятся на:

ü контролируемые - затраты, которые поддаются контролю со стороны организации;

ü неконтролируемые – затраты, не зависящие от деятельности организации (инфляционный рост цен на сырье, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.).

При построении системы контроля затрат необходимо определить:

- систему подконтрольных показателей, состав и уровень их детализации;

- сроки представления отчетности;

- распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам (привязка системы контроля к центрам ответственности в организации).

По степени регулируемости затраты подразделяются на:

ü полностью регулируемые - затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, их величина зависит от степени регулирования со стороны менеджера (возникают в сферах производства и распределения);

ü частично регулируемые - затраты в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов;

ü слабо регулируемые (заданные) - затраты возникают во всех функциональных областях;

ü нерегулируемые.

Данная классификация разрабатывается применительно к конкретной организации.

Условия регулируемости затрат:

ü длительность периода времени принятия решения (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

ü полномочия лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора организации).

Затраты системы стимулирования организации:

- обязательные, связанные с выполнением работниками основных трудовых обязанностей;

- поощрительные, направленные на достижение высоких качественных показателей.


Руководителю организации на практике приходится принимать множество управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.

Метод анализа безубыточности производства (анализ соотношения “затраты-объем-прибыль” (Cost -Volume –Profit, СVР - анализ)).

Этот вид анализа помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск.

Ключевыми элементами анализа безубыточности производства выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница между выручкой организации от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж - это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности).

СVР - анализ часто используют при планировании производственной деятельности. Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, балансовой и чистой. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы (например, когда изменяются затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства).

СVР - анализ — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности; что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

СVР - анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу товара, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия решений, касающихся вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат организации на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, предприятия используют такие показатели, как маржинальный доход, его средняя величина и норма.

Средняя величина маржинального дохода - разница между ценой продукции и средними переменными затратами. Эта величина отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Норма маржинального дохода - доля величины маржинального дохода в объеме продаж или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

(Задание1 к семинару 1.)

СVР - анализ часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой он равен затратам.

Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении объема производства, когда объем продаж становится равным сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.

Анализ соотношения “затраты - объем - прибыль” на практике иногда называют анализом точки безубыточности. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура “break-even point”), т.е. точка или порог рентабельности.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”.

Строим график.

Наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению.

Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (Рис. 17.2).

Рис. 17.2. График нахождения точки безубыточности (порога рентабельности)

Изображенная на рисунке точка безубыточности (порога рентабельности) - это точка пересечения графиков валового объема продаж и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

Для определения точки безубыточности в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли организации по формуле:

. (17.1)

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

(17.2)

Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

Задание 2 семинар1

Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара прежде, чем будет достигнута точка безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).

Маржинальный запас прочности - это величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым, обеспечивающий безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах (Financial safety margin):

(17.3)

Запас финансовой прочности организации показывает, в каких пределах можно уменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для организации.

Задание 3 семинар1

Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

(17.4)

Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величины прибыли при установленном объеме продаж.

Задание 4 семинар1

Производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат организации на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Операционный рычаг – это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж.

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:

ЭПЛ = МД / П (17.5)

либо

ЭПЛ = (ЗПОСТ + П) / П = 1 + (ЗПОСТ / П), (17.6)

где ЭПЛ - эффект производственного левериджа;

МД - маржинальный доход;

З ПОСТ - постоянные затраты;

П - прибыль.

Задание 1 семинар 2

Найденное с помощью формулы 18.5. значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки организации. Для этого используют следующую формулу:

ЭПЛ = ∆S / ∆П (17.7)

где ∆S - изменение объема продаж, %,

∆П - изменение прибыли, %.

Задание 2 семинар 2

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

- цены и объема продаж;

- переменных и постоянных затрат;

- комбинации любых перечисленных факторов.

Задание 3 семинар 2

В конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования.

Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как организация преодолела точку безубыточной своей деятельности. Для этого организация в начале должна получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что организация обязана возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже, при прочих равных условиях, она достигнет точки безубыточности своей деятельности. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все большему темпу прироста суммы прибыли.

Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли организации. Между производственным левериджем и прибылью организации существует обратная зависимость. Чем выше прибыль организации, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты организации остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, организации необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла организации, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат организации. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды организация может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных средств.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому организации, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Возможности снижения суммы и удельного веса постоянных затрат: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления организацией точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли организации.

Резервы экономии переменных затрат: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для организации условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного левериджа (операционного рычага), целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли организации.

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Он связан с уровнем предпринимательского риска: чем выше операционный рычаг, тем выше риск, чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение (возможные потери).

Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей с увеличением продаж. Ситуация с низким операционным рычагом сопряжена с меньшим риском, но также и с меньшим вознаграждением в форме прибыли - тем выше, чем ближе к точке безубыточности "расположен" объем продаж, с чем и связан высокий риск. При одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат, или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек.

Высокий уровень рычага соответствует фондоемким отраслям - машиностроению, судостроению, низкий - пищевой и легкой промышленности, торговле. Если общая себестоимость больше объема продаж расчет производственного рычага бессмыслен.


Задание 1. Семинар 1. Рассчитать среднюю величину и норму маржинального дохода для исследуемого предприятия. Результаты представить в виде таблицы.

Анализ средней величины и нормы маржинального дохода

  Показатели Предыдущий период Текущий период Откло- нение (+/-), тыс.руб. Темп роста, %
сумма, тыс.руб., % структура, % сумма, тыс.руб. структура, %
1.Затраты на производство в том числе:     100,00     100,00   +144948   126,79
1.1 переменные   85,76   84,51 +115730 124,94
1.2 постоянные   14,24   15,49 +29218 137,92
2.Объем производства товаров   -   - +144755 125,30
3.Объем продаж   -   - +138516 124,60
4.Маржинальный доход (п.3 - п.1.1)   -   -   123,01
5. Прибыль (п.4 - п.1.2)   -   - -6432 70,71
6. Объем выпуска, шт.   -   -   106,64
7. Средняя величина маржинального дохода (п.4./ п.6) 2,44 - 2,82 - 0,37 115,35
8. Норма маржинального дохода ((п.4 /п.3)*100), % 17,58 - 17,36 - -0,2241 98,73

Анализируя таблицу мы видим, увеличение как постоянных, так и переменных затрат, что обуславливается ростом объема производства. Темпы роста объема производства составляют 125,3% за период, а постоянных затрат – 137,92%. Средняя величина маржинального дохода увеличилась на 15,35%, что отражает увеличение вклада единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Норма маржинального дохода снизилась на 1,27%, и это показывает, что доля средней величины маржинального дохода в цене товара снизилась.

Задание 2 семинар 1.

Определить точку безубыточности методом уравнений, в натуральных и денежных единицах.

Показатели, характеризующие выпуск товара А

Показатели Объем производства, 32155 шт.
всего на единицу
Объем продаж, тыс.руб. 434817, 0 13,5225
Переменные затраты, тыс.руб. 350435,5 10,8983
Маржинальный доход, тыс.руб. 84381,5 2,6242
Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,2 -
Прибыль, тыс.руб. 20165,3 -

В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенства продаж и суммы переменных и постоянных затрат.

13,5225х = 10,8983х + 64216,2;

2,6242х = 64216,2;

х = 2447, штук.

где х - точка безубыточности;

13,52 - цена единицы продукции, тыс.руб.

10,9 - переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб.;

64216,2 - общая сумма постоянных затрат, тыс.руб.

Вывод: как видно из приведенного примера, безубыточность продаж товара А достигается при объеме 24471 штука.

Для определения точки безубыточности в денежных единицах необходимо умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

13,5225 х = 13,5225* 24471 = 330909 тыс.руб.

ЗАДАНИЕ 3 СЕМИНАР 1.

Рассчитать маржинальный запас прочности по товару А.

Для предыдущего примера маржинальный запас прочности по товару А составляет:

[(434817 - 330909) /434817] *100% = 23,9%.

Значение маржинального запаса прочности 23,9% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка организации сократится менее, чем на 23,9%, то организация будет получать прибыль, если более, чем на 23,9% окажется в убытке.

Задание 4 Семинар 1 Определить цену безубыточности.

В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 10,29 тыс.руб. (330909 тыс.руб. / 32155 шт.).

Задание 1 семинар 2

Рассмотрим эффект производственного левериджа на следующем примере.

Организация производит и продает товар А. В таблице приведены данные, характеризующие ее деятельность

Данные для расчета эффекта производственного левериджа

Показатели Значение
1.Объем продаж, тыс.руб. 434817, 0
2.Переменные затраты, тыс.руб. 350435,5
3. Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,5
4. Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,2
5. Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,3
6. Объем продаж, шт. 32155, 0
7. Цена за единицу, тыс.руб. 13,5225
8. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18

Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определим точку безубыточной продажи. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 4,18 единиц (84381,5 / 20165,3). Это означает, что при снижении объема продаж организации на 1 % прибыль сократится на 4,18 %, а при снижении объема продаж на 23,9% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой.

Задание 2 семинар 2

Предположим, что объем продаж сократится на 10 % и составит 391335,3 руб. (434817-434817 * 10 / 100). В этих условиях прибыль организации сократится на 41,8% и составит 11736,2 тыс.руб. (20165,3 - 20165,3 * 41,8 / 100).

Задание 3 семинар 2

Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера

Анализ влияния цены продажи на эффект производственного левериджа

Показатели Фактичес- кое значение При увеличении цены продажи на 10%  
Условное значение Изменение от фактического  
(+\-) %
1.Объем продаж, тыс.руб.   478298,7 43481,7  
2.Переменные затраты, тыс.руб.   350435,5 -  
3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,5 127863,2 43481,7 151,53
4.Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,2 64216,16 -  
5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,3 63647,04 43481,7 315,63
6.Объем продаж, шт.     -  
7.Цена за единицу, тыс.руб. 13,52 14,87 1,35  
8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2))   16149,06 -8321,9 65,99
9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) 330909,1 240213,2 -90696 72,59
10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) 2,62 3,98 1,36 151,8
11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% 23,9 49,8 25,9 208,3
12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18 2,01 -2,17 48,06
           

Увеличение цены продажи на 10 % (до 14,87 тыс.руб. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 478298,7 тыс.руб., маржинального дохода - до 127863,2 тыс.руб. и прибыли до 63647,04 тыс. руб. При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу товара с 2,62 тыс.руб. до 3,98 тыс.руб. В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 16149 шт., а маржинальный запас прочности организации увеличится 108,3%. Как следствие, организация может получить дополнительную прибыль в сумме 43481,7 тыс. руб. При этом эффект производственного левериджа снизится с 4,18 до 2,01единиц.

Анализ влияния переменных затрат на эффект производственного левериджа

Показатели Фактичес- кое значение При снижении переменных затрат на 10%  
Условное значение Изменение от фактического  
(+\-) %
1.Объем продаж, тыс.руб.     -  
2.Переменные затраты, тыс.руб. 350435,5   -35043,5  
3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,5 119425,05 35043,6 141,53
4.Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,16 64216,16 -  
5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,3   35043,7 273,782
6.Объем продаж, шт. 32155,00   -  
7.Цена за единицу, тыс.руб. 13,52 13,52 -  
8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2))   17290,1 -7180,9 70,66
9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) 330909,10 233805,43 -97103,67 70,66
10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) 2,62 3,71 1,09 141,76
11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% 23,90 46,23 22,33 193,45
12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18 2,16 -2,02 51,75
           

Снижение переменных затрат на 10 % (с 350435,5 тыс.руб. до 315392 тыс.руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 119425 тыс.руб. (434817-315392) и прибыли до 55209 тыс.руб. (119425-64216). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 257186 руб., что в натуральном выражении составит 17290 шт.. (233805,43: 13,52). Как следствие, маржинальный запас прочности организации составит 46,23%. В этих условиях эффект производственного левериджа в организации снизится до 2,16 единиц, что составит 51,75% к фактическому уровню.

По данным вышеидущей таблицы при снижении постоянных затрат на 10 % (с 64216,16 тыс.руб. до 57794,54 тыс.руб.) прибыль организации увеличится до 26586,96 тыс.руб. (434817-350435,50-57794,54) или на 31,85 %. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 297814 тыс.руб., а в натуральном выражении – 22024 шт. При этом маржинальный запас прочности организации будет соответствовать 31,51%. Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10 % эффект производственного левериджа составит 3,17единиц и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на -1,01 единиц и составит 75,93% к фактическому уровню.

Таблица 1.1

Анализ влияния постоянных затрат на эффект производственного левериджа

Показатели Фактичес- кое значение При снижении постоянных затрат на 10%
Условное значение Изменение от фактического
(+\-) %
1.Объем продаж, тыс.руб.     -  
2.Переменные затраты, тыс.руб. 350435,50 350435,50 -  
3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 84381,50 84381,50 -  
4.Постоянные затраты, тыс.руб. 64216,16 57794,54 -6421,62  
5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 20165,30 26586,96 6421,66 131,85
6.Объем продаж, шт. 32155,00 32155,00 -  
7.Цена за единицу, тыс.руб. 13,52 13,52 -  
8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2))     -2447  
9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) 330909,10   -33095,1  
10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) 2,62 2,62 - 100,16
11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% 23,90 31,51 7,61 131,85
12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 4,18 3,17 -1,01 75,93

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат организации. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации.


Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: