Маркетинговые исследования в крупном и малом бизнесе: общее и особенное

Следует особо оговорить то обстоятельство, что размер предприятия не накладывает каких-либо ограничений на генерацию маркетинговых идей. Малый бизнес также продуктивно может использовать маркетинговые идеи в своем развитии. Более того, как отмечает Х. Швальбе1, маркетинговые идеи на малых и средних предприятиях не обязательно должны представлять собой законченную концепцию. На крупных же предприятиях любая идея должна быть доведена до конкретной концептуальной формы, имеющей четкое техническое обоснование, подтверждающее расчетами продуктивность идеи. В противном случае потери могут быть весьма ощутимыми.

На малых предприятиях подробная концептуальная проработка не всегда обязательна. Часто бывает так, что идеи маркетинга малого бизнеса стимулируют появление новых идей, дополняющих основную (первую) и придающих некую уникальную специфику всему малому или среднему предприятию. Такие действия малого бизнеса иногда выглядят как непрофессиональные, но чаще всего они логичны и эффективны. Малое предприятие, напоминая скорее лоскутное одеяло, чем законченный блок (как это бывает на крупных предприятиях), тем не менее добивается успеха на рынке.

Маркетинговые идеи в малом бизнесе иногда кажутся наивными, незначительными (иногда и просто безумными), но в большинстве своем они продуктивны. Почему? Очевидно потому, что малым бизнесом занимаются энтузиасты и в основе их маркетинговых идей лежит здоровая жизненная, а следовательно, выверенная на практике интуиция.

Отступление 8.2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. С. 331.

В бизнесе бывают курьезные случаи, когда срабатывают идеи, кажущиеся на первый взгляд безумными. Американский изобретатель Роберт Гаррисон, работая на одной из крупных птицеферм в штате Орегон, предложил контактные линзы для кур. Дело в том, что выращивание кур-несушек в больших количествах (а в США в 1978 г. на крупных фермах их могло быть до 10 тыс. и более) дело очень хлопотное, поскольку при больших скоплениях куры могут заклевывать друг друга до смерти. Куриный гребешок и то, как курица держит голову, позволяют определять ее ранг в иерархии стада. Неугодных заклевывают. Если куры не видят гребешков соседок, случаи расклева резко сокращаются. Птицы сосредоточиваются на корме и откладывании яиц, т. е. только на том, для чего они собственно и предназначены. Но как сделать так, чтобы гребешки одних кур не раздражали других. Вот здесь и смогут помочь контактные линзы Р. Гаррисона. Курица, которой они вставлены, может видеть только на 25-30 см от себя и не в состоянии рассмотреть гребешки соседок. Ничто ее не раздражает, не расстраивает. Она без всяких забот может предаться поеданию кормов и откладыванию яиц. Возникает вопрос, не дорогое ли это удовольствие, каждой курице линзы вставить? Подсчитали, что дешевле, чем каждой из них клюв отрубить, как это делали до изобретения куриных линз. И дешевле, и гуманнее.

Практика маркетинга свидетельствует о том, что в безумных идеях недостатка нет. И не надо отвергать их с порога. Если подумать, то даже из безумной идеи иногда может получиться что-нибудь дельное, как это и имело место в приведенном примере. Однако есть немало людей, не способных к восприятию таких идей. Весьма интересной, в частности, была реакция на приведенный пример про кур, который был в первом издании этой книги, одного из слушателей ФПК АГУ, подвергшего его (и автора, естественно) жестокой обструкции, заявив, примерно так, как это сделал один из героев А.П. Чехова: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Жаль таких людей ¾ они не способны на выдумку, а, следовательно, их бизнес может быть лишь копией деятельности других людей, других предприятий. Иногда безумные идеи можно трансформировать в продуктивные. Вот пример.

Однажды на семинаре, проводимом методом мозговой атаки, в одном из магазинов решалась задача, как увеличить число его посетителей (заметьте, не покупателей, а просто посетителей, ибо и это для магазинов тоже очень важно). Один из молодых менеджеров в шутку предложил рассыпать на дороге возле магазина гвозди, чтобы проезжающие мимо машины прокалывали шины, и тогда, пока водители меняют шины, пассажиры поневоле будут заходить в магазин. Действительно, безумная идея. Но другой менеджер, используя ее, нашел вполне приемлемое решение проблемы. Он предложил обратиться в муниципалитет с тем, чтобы сделать остановку городского транспорта в том месте, где было предложено рассыпать гвозди. И когда такая остановка появилась, число посетителей магазина действительно увеличилось. Маркетинг ¾ это творчество, и в его основе лежит генерация идей.

Говорят, что Уолт Дисней, американский художник-мультипликатор и бизнесмен, платил своим помощникам 5 дол. за идею. Недостатка в идеях не было. Очевидно, поэтому его дело живет и поныне. На некоторых японских предприятиях в цехах висят специальные ящички, куда работники могут класть записки с идеями. Их предложения так же, как и у Диснея, оплачиваются.

  1. Этапы разработки товара рыночной новизны

Ф. Котлер выделяет несколько последовательных этапов работы маркетологов с маркетинговой идеей1. В несколько измененном виде эту последовательность можно представить в форме следующей схемы (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Этапы разработки товара рыночной новизны

Генерирование маркетинговых идей ¾ 1-й этап

Маркетинговые идеи часто обусловливаются хорошим знанием своего дела и своего рынка, причем в первую очередь своего рынка как совокупности реальных и потенциальных покупателей, поскольку такие идеи зачастую можно «подсмотреть», наблюдая за поведением своих клиентов (как это и сделал Ли Якокка). Полезно также наблюдать за поведением конкурентов. Их действия могут вывести на новые маркетинговые идеи по поводу конструкторских характеристик товара, его дизайна и упаковки. На продуктивную маркетинговую идею может вывести постоянное чтение специальных журналов и книг, а также патентных сообщений (так как в них фиксируется передовая техническая мысль), выступления ученых и специалистов по радио, телевидению и т. п. Достижения ученых могут стать мощным источником маркетинговых идей, ибо в результате научных изысканий, как правило, появляются новые материалы, которые в свою очередь могут привести к созданию оригинальных товаров или усовершенствованию существующих. Хорошим источником маркетинговых идей может также стать торговый персонал, поскольку он находится в постоянном контакте с непосредственными потребителями и может собирать необходимую информацию о поведении последних при совершении покупок. Руководители фирм могут снабжать продавцов специально разработанными листами наблюдений, в которых они фиксировали бы некоторые интересные моменты, способные подсказать маркетологам направления исследований в области совершенствования потребительных свойств товара.

Задание 68. Предложите научную, конструкторскую, технологическую (или другую) разработку в качестве идеи создания товара рыночной новизны для своей фирмы.

В поиске маркетинговых идей ничем нельзя пренебрегать. Даже знакомство с далеким прошлым нашей или другой страны может привести к появлению маркетинговой идеи по поводу создания товара рыночной новизны. Ведь известно, что все новое ¾ это хорошо забытое старое. Надо постоянно думать, вспоминать, сопоставлять и, самое главное, накапливать информацию. Накапливать ее как в различного рода картотеках, так и в своей собственной голове. Только тот, кто постоянно думает о своем товаре, собирает специальную информацию о нем, только тот может стать истинным генератором маркетинговых идей по поводу его развития.

Отбор маркетинговых идей ¾ 2-й этап

Если цель первого этапа ¾ производство идей, то цель второго ¾ выбор из их множества наиболее продуктивных и последующая работа с ними. При этом не прошедшие первичный отбор идеи не рекомендуется забывать, в будущем, возможно, они окажутся более актуальными.

Немецкий ученый-маркетолог Хайнц Швальбе, уделяя большое внимание поиску, формированию и развитию маркетинговых идей, рекомендует осуществлять систематическое их продвижение2, суть которого сводится к письменной регистрации маркетинговых идей, начиная от самой первой мысли до запротоколированного процесса ее разработки. Необходимо вести специальную картотеку маркетинговых идей с подробными протоколами их развития. Составленная в алфавитном порядке такая картотека позволит охватить все замыслы по развитию товара, способам и методам его сбыта и т. п., позволит придать системный характер работе с маркетинговыми идеями на предприятии.

Из рис. 8.1 следует, что маркетинговые идеи могут касаться как конструкторских характеристик товара, так и его дизайна или упаковки. Ясно и то, что отбор этих идей должен идти дифференцированно. Если идея дизайна по аналитическим оценкам окажется более предпочтительной перед всеми остальными, то ее, безусловно, следует развивать, отложив в долгий ящик картотеки идей все остальные.

Производство и выбор маркетинговых идей можно осуществлять коллективно, посредством применения метода так называемого мозгового штурма. Мозговой штурм представляет собой довольно распространенный за рубежом метод коллективного творчества. Его суть заключается в том, что для решения какой-нибудь конкретной проблемы собирается довольно большая группа экспертов, которая в порядке вольного обсуждения предлагает первоначально целую совокупность решений рассматриваемой проблемы. Это первый этап мозгового штурма. Его основное требование заключается в том, что при выдвижении предложений (идей) нельзя с ходу отвергать их, нельзя даже обсуждать поступающие предложения. Обсуждать их можно только после того, как закончится этап выдвижения. Процесс мозгового штурма можно представить в виде схемы (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Схема проведения мозгового штурма по коллективному генерированию маркетинговых идей

Отступление 8.3. Мак-Дональд Д. Игра называется бизнес. М.: Экономика, 1979. С. 6, 36.

Не нужно думать, что производство маркетинговых идей является таким простым и элементарным, как в случае с предложением производить автомобиль с низкой подножкой или в случае размещения остановки городского транспорта возле магазина.

По зарубежным данным, для создания товара, имеющего коммерческий успех, необходимо в среднем изучить около 60 новых идей, чтобы в конце концов получить одну, наиболее полно отвечающую перспективным требованиям рынка. Если за 100% принять время, нужное для всего цикла разработки, т. е. от зарождения идеи до выхода товара на рынок, то выявится следующая картина: 5% времени уходит на обсуждение 60 идей с тем, чтобы выделить из них 15. 10% на то, чтобы оставить 5 перспективных. 60% на отсеивание еще 2-3 идей в конструкторском отделе. Остальное время ¾ на стадию лабораторного и рыночного тестирования.

Потребители, как известно, не являются покупателями маркетинговых идей, даже если они и очень привлекательны. Потребители ищут на рынке то, что способно удовлетворять их объективно обусловленные нужды, т. е. товары, сущность потребительных свойств которых наиболее полно отражает ожидания покупателей.

Разработка замысла товара ¾ 3-й этап

Разработка замысла товара всегда связана с его сущностью, если припомнить трехуровневую модель анализа потребительных свойств товара. Поэтому на рис. 8.1 в соответствующем этому этапу блоке помещено сообщение, указывающее на данное обстоятельство. Иногда для удовлетворения давно сформировавшейся потребности можно разработать несколько вариантов «товара по замыслу». Другими словами, для отражения одной сущностной основы товара можно предложить несколько различных моделей. Последующая проверка покажет, какая модель может оказаться наиболее предпочтительной.

Руководитель одного из барнаульских предприятий рассказал, как у них принято отбирать идеи по созданию новых товаров. «Соберемся у меня в кабинете, накурим - света белого не видать -­ решаем, что же нам все-таки произвести такое, чтобы все брали и помногу. Вот кто-нибудь из начальников цехов говорит, что надо производить вот это, брать будут. Все смотрят в потолок, и в синеве дыма всем начинает казаться, что это действительно будут брать. Решаем: будем производить. Производим - никто не берет». Говорить о том, что на заводе службой маркетинга производится предварительный опрос, пожалуй, нет смысла.

Замысел товара, каким бы реальным он ни казался первоначально, всегда рекомендуется проверять, особенно если предложено несколько вариантов (моделей). Такую проверку можно организовать посредством предварительных опросов потенциальных покупателей. Для этого следует разрабатывать специальные опросные листы по образу и подобию анкет, содержание и структура которых подробно рассмотрены в разделе II. В такой лист можно включить следующие вопросы:

· понятен ли вам замысел товара (наименование);

· в чем вы видите выгоды данного товара (наименование) перед традиционными;

· сможет ли данный товар (наименование) удовлетворить ваши нужды и потребности;

· как, на ваш взгляд, выглядят утверждения, что предлагаемый нами новый товар будет на более высоком потребительском уровне удовлетворять ваши нужды и потребности, не могли бы вы предложить более убедительные аргументы в пользу применения данного товара (наименование);

· возможно ли дальнейшее усовершенствование (развитие) предлагаемого нами нового товара, если возможно, то в каких направлениях;

· какие категории покупателей будут обращать внимание на предлагаемый нами новый товар (наименование), кто будет пользоваться им;

· в каких пределах, по вашему мнению, лежит справедливая цена на данный товар (наименование);

· предпочли бы лично предлагаемый новый товар (наименование) традиционному, если да, то почему, для каких целей;

· купите ли вы предлагаемый товар?

Если отрабатывается несколько вариантов (моделей) товара по замыслу, то по каждому из них следует составить подобные опросные листы.

Обработка полученных ответов поможет предприятию сориентироваться в ситуации и принять верное решение. В целом ряде случаев без сбора такой информации не рекомендуется экспериментировать с новым товаром. Особенно если товар требует значительных затрат на разработку и рынок уже насыщен аналогами в достаточной степени (не забывайте печальный пример из опыта фирмы «Форд» с автомобилем «Эдзел»; не повторяйте чужих ошибок).

Разработка стратегии ¾ 4-й этап

В общем и целом стратегия ¾ это путь к достижению какой-либо цели. Если цель фирмы ¾ разработка и выведение на рынок товара рыночной новизны в установленных объемах и в намеченные сроки, то стратегия ¾ это конкретное направление ее действий и усилий в области проектирования такого товара, организации его производства, а в последующем и сбыта. Но начинать разработку стратегий создания товаров рыночной новизны при этом рекомендуется с конца, а именно с предполагаемого сбыта. Действительно, нужно сначала точно определить величины, структуру и поведение целевого рынка, что позволит реально представить себе объемы производства нового товара, затем сделать общие предположения о цене, возможных расходах на маркетинг, системе сбыта. И в заключительной части стратегических наметок необходимо сформулировать перспективные цели по данному товару уже на более конкретном уровне.

Цель всегда отвечает на вопрос что? Стратегия ¾ на вопрос как?

Анализ возможностей производства и сбыта ¾ 5-й этап

Этап анализа возможностей производства и сбыта ¾ это прямое продолжение предыдущего, хотя в ряде случаев он может и предшествовать ему. Но независимо от последовательности в структуре его задач обязательно должны быть следующие:

· анализ намеченных и произведенных контрольных продаж (объем продаж, их интенсивность, отношение к товару покупателей при покупках и т. п.);

· оценка и анализ реальных издержек по контрольным образцам;

· оценка деловой привлекательности проекта;

· соотнесение результатов контрольных продаж с первоначально сформулированными целями проекта;

· корректировка в случае необходимости целей проекта.

Если данные анализа (аналитические выводы) не позволяют ожидать сколько-нибудь значительного результата и «не вдохновляют» на дальнейшую работу с проектом нового товара, то на этом этапе еще не поздно отказаться от него ¾ потери безусловно будут, но не столь масштабные и разрушительные, как в случае с автомобилем «Эдзел» фирмы «Форд». Но если данные анализа позволяют надеяться на успех, то проект должен получить приоритетное инвестирование по линии как материальных и финансовых ресурсов, так и интеллекта.

Разработка товара ¾ 6-й этап

Если проект нового товара, его замысел, успешно преодолел этап анализа возможностей производства и сбыта фирмы, то необходимо приступать к этапу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). До сих пор товар имел только идеальное воплощение, т. е. он был представлен в чертежах, схемах, описаниях технологических процессов. Безусловно, были сделаны контрольные экземпляры нового товара и осуществлены их пробные продажи, но, как правило, таких контрольных образцов бывает немного и они порой отличаются от того, что получится от полного цикла НИОКР.

Процедура разработки сводится к тому, что конструкторские, технологические и производственные подразделения предприятия создают один или несколько вариантов реального, физического воплощения маркетингового замысла (проекта) с целью получить образец, который бы отвечал следующим критериям:

· потребители должны увидеть в нем носителя всех основных потребительных свойств, которые отражены в проекте (в замысле);

· товар должен быть безопасным и надежным в применении в обычных условиях;

· его себестоимость не должна превышать запланированного уровня сметных издержек производства.

После изготовления образцов они должны быть подвергнуты тщательным испытаниям, которые могут быть проведены как в лабораториях, так и в реальных условиях (способ испытаний во многом определяется спецификой товара). Для испытаний в реальных условиях могут быть привлечены и потенциальные потребители. Их мнения могут оказаться полезными при доработке потребительных свойств товара.

Испытания в рыночных условиях ¾ 7-й этап

Этап испытаний в рыночных условиях предполагает выпуск уже не контрольных образцов, пробных изделий и т. п., а небольшой партии нового товара. В данном случае испытаниям подвергается не только (а иногда и не столько) сам товар, сколько его маркетинговая программа вообще. Здесь, уже в совершенно реальной обстановке, фирма довольно точно может определить фактическое отношение к товару не только самих потребителей, но и посредников, если таковые задействованы в процедуре продвижения товара к потребителям. Иногда этот этап называют пробным маркетингом. По информации, получаемой производителем на этом этапе, его следует отнести к одному из важнейших. Потому что даже на этом этапе еще можно остановиться и не выходить на рынок, если пробные продажи не обещают коммерческого успеха. Конечно, потери будут весьма ощутимыми, но все-таки не такими значительными, как это может оказаться, если просчеты в маркетинге будут замечены в условиях коммерческого развертывания объемов производства.

Развертывание коммерческого производства ¾ 8-й этап

Если испытания в рыночных условиях убедительно свидетельствуют о возможных высоких объемах продаж, то предприятие должно незамедлительно приступать к развертыванию коммерческого производства. Такое решение, как правило, всегда сопровождается значительными затратами, поскольку либо придется строить производственные помещения и оснащать их необходимым оборудованием, либо арендовать все это в других организациях, что также недешево. Кроме того, иногда необходимо нанимать новых работников и практически всегда обучать их. Более того, придется тратить средства на ремонт нового оборудования, которое по незнанию и по неумению неопытные рабочие непременно будут выводить из строя. Значительными также могут оказаться затраты на рекламу и стимулирование сбыта, создание или развитие снабженческой сети и т. п. Все это говорит о том, что маркетинговые ошибки, допущенные на предыдущих этапах и незамеченные, могут стоить фирме очень дорого. Если же они все-таки будут своевременно замечены, то лучше либо сразу их исправить, если это возможно, либо отложить проект до лучших времен, либо отказаться от него вообще ¾ дешевле будет.

Ошибки в маркетинге не всегда так очевидны, как, например, в бухгалтерском учете, но они, как правило, всегда дороже бухгалтерских. Если ошибки в учете можно иногда исправить и избежать таким образом больших потерь, то ошибки в маркетинге практически неисправимы.

Выведение нового товара на рынок должно осуществляться по предварительно составленному плану, в структуре которого необходимо предусмотреть ответы не только на такие традиционные для любого плана вопросы, как когда осуществить этот выход, когда ввести в действие то или иное мероприятие по выведению товара на рынок, но и на вопросы типа где впервые сделать это, кому предложить первые образцы нового товара, и не менее важен вопрос: как сделать это, как предложить?

Своевременность или несвоевременность выведения нового товара на рынок может определяться как внутренними, так и внешними факторами. Если, допустим, новый товар будет каким-то образом подрывать сбыт прежнего товара фирмы, выпуск которого прекращать в данное время по каким-либо причинам нецелесообразно, то, естественно, даже при условии того, что новый товар уже совершенно готов к продаже, надо повременить с его предложением покупателям до тех пор, пока не будет решена судьба прежнего товара. Это внутренняя причина, способная задержать выведение нового товара на рынок. К внешним можно отнести, например, общее состояние экономики. Если в экономике наблюдается застой или, еще хуже, спад, то низкий уровень покупательной способности населения не сможет обеспечить приемлемый по объемам сбыт выводимого на рынок товара. Новый товар будет лежать на полках, покупатели привыкнут к тому, что его никто не берет, и когда начнется подъем и у населения появятся деньги, этот товар так и останется лежать, ибо он в их умах навсегда перекочует в категорию залежалых.

Другим внешним фактором, сдерживающим выведение нового товара, может оказаться уровень напряжения конкурентных взаимодействий. Если он очень высок, а фирма не чувствует за собой достаточных сил для успешного противодействия конкуренту, лучше немного подождать или попытаться выйти на те сегменты рынка, на которых позиции конкурента не так значительны. Здесь уже анализ переходит в сферу ответов на вопрос: где предпринять первые попытки по выведению товара на рынок? Отвечая на этот вопрос, надо учитывать не только действия конкурентов, но и потенциальные покупательские возможности потребителей, их отношение к фирме и ее товарам в прошлом, затраты на выведение товара именно на этот рынок (или сегмент), материальные (и другие) возможности фирмы и т. п. Фирма должна определить и территориальные границы рынка, т. е. стоит ли ей выходить на рынок в национальном масштабе или лучше ограничиться региональным рынком? Иногда разумно сосредоточить первоначальные усилия на одном городе (небольшом районе) и провести в его территориальных границах показательные продажи с подробными информационными отчетами о них в средствах массовой информации. И если эта акция окажется удачной, то есть смысл расширить регион вывода нового товара, но опять же с учетом реальных возможностей фирмы. Если же она покажется не очень удачной, то следует анализировать ситуацию дальше, более тщательно и скрупулезно, искать причины неудачи и предпринимать новые попытки или искать новые рынки (сегменты).

Не менее важным вопросом, на который следует ответить, прежде чем приступать к развертыванию коммерческого производства, является вопрос: кому следует впервые предложить новый товар? Для ответа на этот вопрос фирма на основе испытаний товара в рыночных условиях (предыдущий этап) должна составить для себя профили первостепенных сегментов. Ф. Котлер в связи с этим обращает внимание на то, что первостепенные сегменты должны обладать следующими характеристиками3:

· включать ранних последователей;

· ранние последователи должны быть активными потребителями;

· они должны быть лидерами в формировании мнений и хорошо отзываться о новом товаре;

· они должны быть «доступными» для реализации им нового товара при небольших затратах на это.

Где взять такие первостепенные сегменты? Как их вычислить? Однозначных ответов на эти вопросы быть не может. Ясно одно ¾ начинать сбыт нового товара надо именно с доброжелательно настроенных к фирме и товару потребителей.

Как приступить к продажам нового товара? ¾ последний вопрос, который нельзя оставлять без внимания при выходе фирмы на рынок с товаром рыночной новизны. Здесь всего лишь одна рекомендация, но имеющая настолько большое значение, что содержанию ее посвящен целый раздел в данной книге. Речь идет о составлении плана и бюджета (сметы) маркетинга. Если фирма выводит новый товар на несколько рынков, для каждого из них должен быть составлен отдельный план и отдельный бюджет. В этих документах должны быть предусмотрены все возможные ситуации, которые могут возникнуть при выводе нового товара на рынок. Для предвидения таких ситуаций можно воспользоваться методикой SWOT-анализа, главные положения которого изложены во втором разделе книги.

Задание 69. Проследите по этапам разработку нового товара от идеи до массовых продаж на примере какого-либо хорошо известного вам товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: