Производительный (предпринимательский) капитал

Это капитал, вложенный непосредственно в производство с целью получения прибыли. В качестве предпринимательского чаще всего используется частный капитал, но и государство может вкладывать средства за рубежом. Можно выделить следующие основные причины зарубежных инвестиций предпринимательского капитала:

    1. стремление разместить капитал там, где он будет приносить максимальную прибыль.

Перемещение предпринимательского капитала за рубеж может быть обусловлено тем, что производство товаров на месте оказывается более дешевым способом обслуживания иностранного рынка из-за экономии на транспортных расходах.

Страна, принимающая иностранный капитал, может быть местом наиболее дешевого производства тех или иных товаров с целью их поставки на мировой рынок. Например, компания "Форд" не производит в настоящее время на территории США ни одного автомобиля. Основное производство этой компании переместилось из американского города Детройта в азиатские и арабские страны. Компания "Истмен Кодак" также переместила производство фотоаппаратов с территории США в азиатские и арабские страны, т.к. там имеется дешевая рабочая сила и близость рынков сбыта продукции.

Для продажи технически сложных товаров в настоящее время большое значение имеет наличие послепродажного консультационного и технического обслуживания. Но нередко иметь собственное производство такого товара в стране выгоднее, чем организовывать там чисто сбытовую инфраструктуру или пользоваться услугами посредников.

Если речь идет о продаже услуг, то зарубежные инвестиции будут связаны со спецификой данного товара, так как продать услугу покупателю - это оказать ее на месте.

    1. Стремление сократить уровень налогообложения. При прочих равных издержках фирмы стремятся разместить свои производства в странах с минимальными ставками налогообложения.

Фирмы также используют механизм "трансфертных цен" (т.е. внутрифирменных цен) для того, чтобы переместить свои объявляемые прибыли в страны с льготным налогообложением. С этой целью корпорация может установить заниженные цены на услуги или комплектующие изделия, поставляемые филиалу, который находится в стране с более льготным налоговым режимом, чем тот, из которого идут поставки. В результате наибольшая сумма прибыли формируется по отчетам в странах, где сумма налогов будет меньше. Таким образом, сокращается общая сумма налогов, уплачиваемых корпорацией в целом.

Производительный капитал подразделяется на прямые инвестиции и портфельные инвестиции.

Прямые иностранные инвестиции - это либо создание собственного предприятия за границей, либо покупка контрольного пакета акций зарубежного предприятия.

Портфельные инвестиции - это покупка акций предприятия в объеме, который не предоставляет права участвовать в управлении данной компанией.

В настоящее время акции многих компаний в значительной мере распылены, и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятия. Бывает, что владение даже 5% акций предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют гораздо меньшие пакеты акций.

В связи с этим, для удобства статистического сбора данных в Европе к прямым инвестициям относят такие, которые составляют 25 и более процентов в уставном капитале. Если эта доля менее 25 процентов, то инвестиции считаются портфельными.

В США прямыми считаются инвестиции с долей 10 и более процентов в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10 процентов, то они относятся к портфельным.

Производя прямые зарубежные инвестиции, компания, по существу, создает зарубежный филиал. Такой филиал может иметь различные организационные формы. Это может быть дочерняя компания, ассоциированная компания, отделение.

Дочерняя компания регистрируется за рубежом как самостоятельное юридическое лицо, имеет собственный баланс доходов и расходов. Однако родительская компания осуществляет над ней контроль, так как обладает контрольным пакетом акций дочерней компании или же 100% ее капитала. Дочерняя компания нередко получает доступ к управленческим навыкам, секретам технологии, право использовать торговую марку родительской компании. Но, вместе с тем, ее деятельность на рынках сбыта регулируется дочерней компанией.

Ассоциированная компания отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фирмы, так как родительской фирме принадлежит пакет акций менее контрольного.

Отделение компании за рубежом не является самостоятельной компанией, у него нет собственного баланса, оно полностью принадлежит родительской компании, действует только под ее руководством. По существу, клиент, имеющий дело с отделением какой-либо компании, имеет дело с родительской компанией, которая несет всю ответственность за деятельность своего отделения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: