Претензии и санкции

Включение в контракт специальной статьи о претензиях чаще обусловлено интересами Покупателя в связи с возможной поставкой Продавцом некачественного товара, недостачей по количеству, просрочкой поставки и иными нарушениями с его стороны.

Но и у Продавца могут возникнуть претензии к Покупателю в случае нарушений условий платежа (опоздание открытия аккредитива), задержки с подачей транспортного средства под погрузку товара, если это входит в обязанности Покупателя, несвоевременного сообщения отгрузочных инструкций и т.д.

В этой статье контракта целесообразно изложить блок следующих вопросов:

- по каким основаниям могут заявляться претензии;

- что указывается в содержании претензионных заявлений4

- какими документами они подтверждаются;

- сроки предъявления претензий по различным основаниям;

- сроки рассмотрения претензий;

- сроки удовлетворения претензий;

- последствия несвоевременного рассмотрения и неудовлетворения претензий.

Во ВТ практике наиболее распространены претензии в отношении качества и количества поставленного товара, по гарантиям и штрафам.

К претензиям по качеству относятся также претензии на нарушение комплектности или ассортимента, повреждение, на бой или порчу товара, дефекты технической документации.

Претензии Покупателя по количеству и качеству заявляются Продавцу, если не усматривается ответственности перевозчика. В случае, если из обстоятельств дела не ясно, кто должен нести ответственность за количественные или качественные недостатки товара (перевозчик или грузоотправитель) или возможна смешанная ответственность, целесообразно заявить претензию и Продавцу, и перевозчику.

В заявлении о претензии указывается6

- № контракта, к которому она относится, а также соответствующая позиция контракта;

- наименование товара, соответствующее контракту;

- другие товары, позволяющие определить, по какой именно партии товара заявлена претензия (указание на транспортные документы или другие реквизиты);

- существо претензии (недостача товара, несоответствие качеству, дефекты, некомплектность и т.д.);

- конкретное требование Покупателя (допоставка, устранение дефектов, замена дефектного товара, уценка, возмещение расходов, возврат уплаченной суммы и т.д.);

- сумма претензии и ее расчет, если требование Покупателя выражено в денежной форме.

К претензии прилагаются соответствующие документы. Одним из основных документов, подтверждающих претензию, является рекламационный акт, составленный с участием незаинтересованной стороны.

Сроки заявления претензий обычно устанавливаются следующие:

- в отношении качества большинства видов товаров – в течение 6 месяцев. Считая с даты поставки;

- если на товар предоставлена гарантия, установлен срок годности или хранения – не позднее 30 дней после истечения гарантийного срока, срока годности или хранения при условии обнаружения недостатка в пределах срока гарантии;

- в отношении количества товара – в течение 3 или 6 месяцев с даты поставки.

Для скоропортящихся товаров устанавливаются более короткие сроки предъявления претензий. Если окончательная С-П товара по качеству производится в стране Продавца, то претензии по качеству могут предъявляться Покупателем лишь по скрытым дефектам, которые не могли быть обнаружены при обычной проверке товара.

В случае повторяющихся поставок дефектных партий товара Покупатель вправе требовать приостановления поставок до тех пор, пока Продавец не устранит обстоятельства, порождающие дефекты.

Продавец не заинтересован предоставлять Покупателю право в одностороннем порядке решать вопрос о возврате дефектного товара. Если такое право Покупателя не зафиксировано в контракте, забракованный Покупателем товар не может быть возвращен без согласия Продавца.

Претензии по штрафам обычно предъявляются не позднее 3 месяцев с даты возникновения права на их требование или с даты достижения минимального размера штрафа, если он начисляется по определенным временным периодам (день, неделя и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: